В Москве открылась выставка работ номинантов премии Кандинского

Политика

Александра АкчуринаНовая газета

В столичном Центральном Доме Художника открылась выставка «Премия Кандинского», на которой представлены работы номинантов, претендующих на эту независимую награду. Премия, учрежденная только в 2007 году, уже успела занять определенную нишу...

Александра Акчурина - «Новая газета»

Александра Акчурина - «Новая газета»

Александра Акчурина - «Новая газета»

Александра Акчурина - «Новая газета»

В столичном Центральном Доме Художника открылась выставка «Премия Кандинского», на которой представлены работы номинантов, претендующих на эту независимую награду. Премия, учрежденная только в 2007 году, уже успела занять определенную нишу в сфере искусства, и множество молодых художников стремятся если и не победить, то хотя бы принять участие в масштабном проекте.

На выставке в ЦДХ, где премия Кандинского обосновывается уже во второй раз, можно увидеть традиционные для современного искусства формы — фотографии, инсталляции, большие панно, плакаты, видеоматериалы. В большом почете у современных художников чудаковатые разноцветные сооружения, отдаленно напоминающие детский конструктор. Значительная часть экспонатов посвящена проблемам индустриализации и нелегкой жизни в большом городе, и тогда в поле зрения нынешних творцов попадает разбитый телевизор (с аккуратным молоточком, чтобы оставить от неплохой, в общем-то, панели одну пыль) или искаженный, как в кривом зеркале, гигантский iPod.

Еще один пример — это замурованный в стену старенький холодильник «ЗИЛ-Москва» (проект под названием «Моя Москва» художественной группы MilkandVodka уже выставлялся в начале этого года на «Винзаводе»), у него интригующе раскрывается дверца, за которой потайная комната с гудящим мотором — так, по мнению авторов, выглядит биение ритма столицы.

Отдельно стоит отметить так называемые работы с претензией, они не лишены морализаторской нотки и призваны пропагандировать доброе и вечное. Например, проект «Гордись, что ты цыпленок» творческого тандема «А.Политов & М.Белова» выступает против проявлений национализма и тоталитаризма в современном обществе на примере невинно убиенных куриных младенцев. А инсталляция «Конструктор» Дмитрия Теселкина, состоящая из пачек одинаковых фанерных блоков, иллюстрирует «фабричность производства искусства».

Подобно особо предприимчивым дельцам, умеющим делать деньги из навоза, современные авторы не брезгуют ничем. Скажем, проект «Ближе к телу» Владимира Козина посвящен паразитам, обитающим на теле человека, в частности, клещам, вшам и мандавошкам. Этих животных автор называет «символами разрухи, бедности и нищеты», что, однако, не мешает ему любовно превращать ползучих гадов в произведения искусства.

Помимо вошек современные художники пускают в ход все подручные материалы — полиэтилен, мусорные бачки, неоновые лампы, провода, хлеб и колючую проволоку, даже нефть. Все авторы дают подробные объяснения, почему они взяли за основу тот или иной предмет. Так, мусорные бачки символизируют существование человека в мире как нечто вторичное, всегда подлежащее переработке подобно любому мусору. Неоновые лампы с накрученными на них проводами расшифрованы автором Петром Белым как «резиновые каракули на черной стене», текст, в котором при желании «можно прочесть всю жизнь». Картина нефтью «Красная площадь», написанная Николаем Наседкиным, в комментариях не нуждается, как и полиэтиленовый человеческий мозг в инсталляции «Ветер в голове» - такие работы говорят сами за себя.

Выгодно отличается на общем фоне серия фотографий «Грузия» Игоря Мухина. Эта прекрасная серия не совсем вписывается в число других номинантов премии, ее место скорее на выставке World Press Photo. По сравнению со своими соседями она кажется до неприличия простой, здесь вы не найдете ни трехэтажных конструкций, ни экспериментов с цветами и формами, ни попытки разрешить глобальные проблемы. Зато на фотографиях Мухина есть красивые большеглазые девушки, ладные бородатые мужчины, мальчики в черкесках, горы, море, уличные кафе и старые домишки. Фотографии были сделаны Мухиным в июне-июле 2008 года, некоторые — за несколько дней до начала войны России с Грузией.

Современное искусство, представленное в ЦДХ, продолжает смаковать отходы и процессы разложения, которые многим художникам так хочется видеть в нашем обществе. Это искусство на пенсии, оно застряло в определенных рамках и не может выйти за пределы своего мышления. Как одинокий старик, наше актуальное искусство копошится в неверной памяти и с дрожью в пальцах перебирает старые снимки, цепляясь за безвозвратно ушедшее время. И тем не менее это безусловное искусство, оно интересно, временами задорно, не лишено чувства юмора и по-прежнему держит руку на пульсе жизни.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera