Саратов. Признаны недействительными результаты конкурса по распределению пассажирских маршрутов

Политика

Надежда АндрееваСоб. корр. по Саратовской, Волгоградской и Астраханской обл.

Как признал арбитражный суд Саратовской области, отбор перевозчиков проводился вопреки федеральному закону о защите конкуренции: городская администрация ограничила доступ к участию в торгах и не соблюдала порядок определения победителей....

Как признал арбитражный суд Саратовской области, отбор перевозчиков проводился вопреки федеральному  закону о защите конкуренции: городская администрация ограничила доступ к участию в торгах и не соблюдала порядок определения победителей. Эти нарушения обнаружились во время проверки, инициированной региональным управлением антимонопольной службы.

Как уже рассказывала «Новая», скандальные разбирательства по результатам конкурса продолжаются почти год. В январе 2009-го на рынке пассажирских перевозок произошли серьезные изменения: 85 процентов городских маршрутов получили три компании — муниципальное предприятие «Саратовгорэлектротранс», ОАО «Межгородтранс» и ОАО «Автокомбинат №2». Остальные 17 процентов рынка поделили семь небольших коммерческих предприятий. Таким образом, число транспортных операторов в городе сократилось почти втрое (в 2008 году пассажиров возили 28 фирм). Часть перевозчиков осталась недовольна итогами тендера. По их мнению, победителями стали компании, близкие членам конкурсной комиссии, а те предприниматели, которые не сумели стимулировать отборщиков, получили по одному-два неприбыльных маршрута. Три фирмы — ООО «Альянс-авто», ООО «АриАЛ» и ОАО «СГАТП №6» подали к городской администрации судебные иски с требованием пересмотреть итоги конкурса, пожаловались в прокуратуру и антимонопольную службу.

Весной минувшего года региональное управление ФАС провело проверку и заключило, что при отборе перевозчиков мэрия нарушила закон «О защите конкуренции». В частности, к участию в торгах допускались только коммерсанты, владеющие «транспортными средствами, соответствующими по качеству и количеству условиям конкурсной документации». «В результате юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие меньшее количество транспорта или автобусы другого класса, не могли участвовать в отборе, а значит, их права были ущемлены», - сделали вывод контролеры, напомнив, что по закону муниципальная власть не имеет права вводить дополнительные ограничения доступа к торгам, не предусмотренные федеральными законами. Кроме того, по мнению УФАС, конкурс по 34 лотам нужно было признать несостоявшимся, так как по ним к отбору был допущен только один участник.

УФАС подало иск «в защиту прав неопределенного круга лиц». Спустя восемь месяцев разбирательства арбитражный суд признал конкурс недействительным.

Как полагают перевозчики, оспаривавшие итоги тендера в течение всего прошлого года, нынешнее решение не изменит ситуацию на рынке. «Если конкурс отменен, нам должны вернуть наши маршруты. Я выиграл аналогичный суд с администрацией еще в декабре, но до сих пор не могу добиться исполнения решения, - говорит глава ООО «Альянс-авто» Алексей Чибрикин. - У тех, кто организовал отбор, видимо, был расчет на то, что мы утонем в судах и, тем временем, разоримся». В 2008 году фирма обслуживала шесть городских маршрутов, в 2009-м у нее остался один, и часть машин теперь простаивает. В еще более сложном положении оказались перевозчики, взявшие ранее кредиты на покупку новых автобусов.

Сейчас господин Чибрикин подал очередной иск в арбитраж с требованием обязать городскую администрацию заключить с его фирмой договоры на прежние маршруты. В случае, если исполнение решения снова затянется, предприниматель намерен через суд взыскать с мэрии компенсацию за упущенную выгоду, а также вывесить на воротах предприятия лозунг «Беспредел надоел!», адресованный городским чиновникам.

Как заявил депутат городской думы Андрей Иващенко (заместитель председателя комиссии по транспорту), фактически исполнить судебное решение об отмене конкурса уже невозможно: «Для того, чтобы расторгнуть договоры с перевозчиками, обслуживающими маршруты сейчас, нужно не менее двух месяцев. За это время пройдет новый конкурс». Уже сформирована отборочная комиссия, по решению администрации Саратова в нее вошли двенадцать городских депутатов и чиновников. Они будут оценивать участников торгов, исходя из «внутреннего убеждения». Господин Иващенко уверен в объективности комиссии: «Никто же не спрашивает присяжных, на каком основании они принимают решение. Главным будет вопрос: можно ли доверять тому или иному предприятию, не бросит ли оно нерентабельный социальный маршрут? Ведь в предвыборный год нельзя допускать возможность того, что городские окраины останутся без транспортного сообщения».

Нынешнюю ситуацию на рынке перевозок, когда основная часть маршрутов поделена между муниципальным, областным и крупным коммерческим предприятиями, депутат считает «сбалансированной»: «Если частники, как в Оренбурге, объявят забастовку, горожане смогут воспользоваться транспортом государственных компаний. В то же время, и коммерческий сектор необходим: скудный бюджет не может сегодня выделить 200-300 миллионов на закупку автобусов, и в плане обновления парка мы надеемся на частников».

По мнению председателя саратовской гильдии пассажирских перевозчиков Андрея Данилова,  «сейчас у транспортников есть более серьезные проблемы, чем работа конкурсной комиссии; скажите, как можно три года возить людей по одному и тому же тарифу и месяцами ждать компенсации из бюджета?». Сейчас проезд в саратовских «Газелях» стоит десять рублей. По словам Данилова, 25 процентов себестоимости перевозок составляют расходы на топливо, остальное — зарплата персоналу и закупка запчастей. В месяц микроавтобус приносит владельцу около 40 тысяч рублей. Новое колесо стоит от 5 до 10 тысяч, двигатель — 200-250 тысяч рублей. «По договору с городской администрацией перевозчики обязаны ежегодно обновлять парк на десять процентов. Но в 2009 году только три из одиннадцати предприятий купили новые автобусы», - говорит господин Данилов.

За перевозку льготников областной бюджет выплачивает транспортным предприятиям по 310 рублей за человека в месяц. На сегодня «наиболее удачливые» фирмы получили компенсации за сентябрь. Долги бюджета составляют, в среднем, по 150 тысяч рублей на каждый автобус. По подсчетам Андрея Данилова, с начала кризиса рентабельность бизнеса в сфере пассажирских перевозок упала «минимум в два раза».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera