Тель-Авив. Открыт Центр по изучению современного европейского еврейства

Политика

Анна Артемьевафотокорреспондент

«На смертном одре польская католичка признается мужу и семье, что на самом деле она еврейка, и умоляет похоронить ее по иудейской традиции. Ошарашенная, семья выполняет ее просьбу. После похорон муж долго не может успокоиться и ходит по...

«На смертном одре польская католичка признается мужу и семье, что на самом деле она еврейка, и умоляет похоронить ее по иудейской традиции. Ошарашенная, семья выполняет ее просьбу. После похорон муж долго не может успокоиться и ходит по дому с тоскливым «как она могла?», «как могла?». Сыновья укоряют отца за национальную нетерпимость. «Да вы ничего не понимаете! – досадует он. – Если бы она сказала мне раньше, то и я смог бы признаться ей, что я еврей!!!»

Этим историческим анекдотом начинает свой доклад об изменениях в жизни европейской еврейской коммуны за последние годы профессор Хави Дрейфус.

Новый Центр по изучению современного европейского еврейства при Тель-авивском университете будет заниматься научными исследованиями в области еврейской культуры и истории, сохранением памяти о трагедии Холокоста, изучением еврейских общин и их отношений с другими религиозными группами, укреплением самосознания еврейского народа. Но в большей степени академическая деятельность Центра Кантора будет касаться общечеловеческих проблем. В первую очередь - глобальной безопасности, расизма и антисемитизма, распространения ядерной опасности. Здесь также будут разрабатываться поправки к законодательствам различных стран мира, направленные на урегулирование этих проблем.

По израильской традиции новому Центру присвоено имя его основателя и мецената (жертвователя) Вячеслава Моше Кантора. Уже несколько лет Кантор является главой Европейского Еврейского Конгресса и президентом Люксембурского форума по предотвращению ядерной катастрофы. Кантор верит в то, что гражданское общество способно влиять на ситуацию в мире, если оно имеет серьезные научные институты, которые занимаются фундаментальными исследованиями.

«Упущенные исторические шансы – наши лучшие наставники» - такой девиз Кантор предлагает для своего Центра, считая, что без изучения истории вопроса и без исторических параллелей невозможно движение в актуальной политике.

У журналистов большинство вопросов естественно вызывает именно актуальная политика.

«Европейское еврейство своей историей заслужило неопровержимое право, так называемый «вечный мандат», чтобы возбуждать общественное мнение и концентрировать его на глобальных вызовах современности, - отвечает Кантор. - Мы поднимаем только те вопросы, которые являются общими для всех национальностей.

Наибольшим вызовом современности является угроза ядерного терроризма. И поэтому, если мы говорим, что мы, евреи, считаем, что есть твердая параллель между Ахмадинежадом и Гитлером, - то мы говорим это, не только потому, что он угрожает государству Израиль, но и потому, что Иран через разветвленную сеть Хезболлы угрожает вообще всем странам мира. Никто не знает, где террористы, управляемые и финансируемые иранским режимом, взорвут бомбу, может быть даже и ядерную».

Надежду на урегулирование иранского вопроса Кантор видит в подписанном в Праге соглашении по сокращению стратегического наступательного вооружения между Россией и США. По его мнению, дух той встречи говорит о возможности движения к созданию Евро-Атлантического союза (а возможно и Евро-Атлантической цивилизации). В таком союзе Европа стала бы балансирующей силой в политике по Ближнему Востоку и могла бы поддержать Израиль. «Для Израиля иранский вопрос не является политическим, как для многих. Для нас это вопрос безопасности. Никакого компромисса с понятием безопасности Израиль не позволит. И как только санитарная норма угрозы исходящей из Ирана будет превышена - Израиль первым нанесет удар по источнику этой опасности... – позиция самого Кантора такая же внятная, как и государственная. - Но я очень надеюсь на Евро-Атлантический союз», - добавляет он.

Кантор последовательно воплощает свою мечту – создание в Европе единого университета, который занимался бы разработкой всемирной законодательной базы в области глобальной безопасности и толерантности. Создание Центра  изучения современного европейского еврейства в Тель-авивском университете - один из шагов к реализации этого проекта.

На открытии Центра присутствовал израильский министр Йоси Пелед. Вместо официального спича он рассказал историю своей жизни. «Во время войны мои родители бежали из Польши в Бельгию, думая, что это безопасное место. Но вскоре Бельгия была оккупирована нацистами. Мне было всего 6 месяцев. Родители отдали меня в христианскую семью, подарив шанс выжить. Я рос как христианин до 8 лет и ничего не знал о своем происхождении. Вся моя старая семья – родители, бабушки и дедушки, дяди и тети – все были сосланы в Аушвиц. И я никогда не видел никого из них. Я рос религиозным католическим мальчиком, у которого было все, что нужно – семья, прекрасный дом с бассейном, игрушки, церковь каждое воскресенье… Я ничего не знал об иудаизме. И если бы я был немного циником, то сказал бы, что однажды на меня с неба свалились евреи и разрушили мою жизнь (смех в зале). Отец позвал меня, и по его голосу  я понял, что произойдет что-то ужасное. Я зашел в дом и увидел незнакомую женщину. «Мы не твои родители, это твоя настоящая мать» - сказал он без всякой подготовки. Все у кого есть дети, представляют себе, что я испытал, мне было восемь лет… Я даже не разрешил ей до меня дотронуться. Мне понадобилось много лет, чтобы понять, что значила для моей матери эта встреча… как долго она меня искала. Через год мы с ней переехали в Израиль.

Несколько месяцев назад я был в Германии, на официальном мероприятии на озере Ванзее, где в 1942 нацисты одобрили программу «окончательного решения еврейского вопроса». Заявленной целью было уничтожение 11 миллионов евреев. Уничтожили 6 миллионов… На берегу того живописного озера я подумал о Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе… И я понял, что это значит - быть нацией без земли. И что значит - быть нацией, у которой есть земля, нацией, которая может себя защитить. И если мой отец, которого я никогда не знал, смотрит с небес на своего сына, ставшего солдатом еврейской армии, еврейским генералом, членом еврейского кабинета министров… Я думаю, он гордится».

Эта история очень похожа на истории миллионов евреев Израиля. По сути, у них одна история. Они назвали родиной пустыню и превратили ее в землю обетованную, высадив 250 млн деревьев. Они обнесли границу с исламским соседом многокилометровой бетонной стеной и стреляют на поражение после короткого предупреждения в случае любой опасности.

И создают научные институты и исследовательские центры, чтобы серьезно изучать проблемы глобальной безопасности и легитимно бороться с современными угрозами мира.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera