Дело «ЮКОСа». Свидетель Греф разбил доводы прокуратуры: с хищением акций и нефти он «не сталкивался»
Вера Челищеварепортер, глава отдела судебной информации
Хамовнический суд сегодня пережил визит одного из самых высокопоставленных чиновников современной России. На процессе по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева сегодня выступил глава Сбербанка Герман Греф. Он был приглашен...
Хамовнический суд сегодня пережил визит одного из самых высокопоставленных чиновников современной России. На процессе по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева сегодня выступил глава Сбербанка Герман Греф. Он был приглашен защитой подсудимых в качестве свидетеля. В тот период, когда, по мнению гособвинения, происходило хищение нефти, Греф занимал руководящую должность в Мингосимуществе и общался с главой ЮКОСа по тем или иным вопросам деятельности нефтяной компании.
Все эти события 10-12-летней давности теперь и просил Грефа вспомнить в суде Ходорковский.
Конкретные совещания, встречи и переписку Греф, по его словам, уже не помнит, но в целом, подчеркивал он, свои обсуждения и встречи с Ходорковским помнит. Он отметил, что над теми или иными сложившимися проблемами порою работали долго и плодотворно.
Ходорковский спрашивал его о хищении акций дочерних обществ ВНК и хищении всей добытой нефти у дочерних предприятий ЮКОСа.
По словам Грефа, с хищениями он не сталкивался и ничего не слышал.
- Мне об этом не докладывали, - отвечал он.
Так, относительно акций дочек Восточной нефтяной компании, в хищении которых путем обмена на акции ЮКОСа обвиняют Ходорковского и Лебедева, Греф подтвердил абсолютно все доводы подсудимых: обмен был защитой от рейдеров (компании Биркенхольц, принадлежащей нефтяному перекупщику Евгению Рыбину – В.Ч.) и соответственно был мерой вынужденной, носил временный характер и в итоге акции дочек ВНК потом были возращены государству, а сама ВНК потом была продана.
Главное же – глава Сбербанка подтвердил: правительство в тот момент о ситуации с акциями ВНК знало, ЮКОС ничего не скрывал, а его глава Ходорковский всегда обо всем информировал.
- А я что-нибудь на встречах с вами когда-нибудь о себе скрывал, свое руководство ЮКОСом скрывал, например? Извините за странный вопрос… Просто обвинение утверждает, что я скрывал свое руководство ЮКОСом… - объяснял подсудимый свидетелю.
- Нет, не скрывали, – отвечал Греф.
По его словом, ничего он не знает и про присвоение подсудимыми всей добытой за 6 лет ЮКОСом нефти в количестве 350 миллионов тон.
- Скажите, а если бы на узле учета «Транснефти» в каком-то году пропало 20% общероссийской добычи, такая бы информация до вас дошла бы? К вам вообще такие сведения поступали? Ну, если бы вам сказали, что на узле учета пропало 60 миллионов тонн нефти?
- Нет. Таких сведений ко мне не поступало, - говорил Греф.
Ну, и наконец, высокопоставленный свидетель опроверг один из самых абсурдных и скандальных доводов обвинения – о том, что цены на нефть в портах Западной Европы должна была соответствовать ценам производителей в российских регионах.
- Вам было известно, что эти цены были, ниже, чем в Роттердаме? – спрашивал свидетеля Ходорковский.
- Конечно! Иначе и быть не может! – отвечал Греф.
Что и требовалось доказать.
Стоит ответить, что допрос главы сбербанка продолжался 1,5 часа. За это время он успел ответить на все вопросы подсудимых и гособвинителей. С журналистами, буквально атаковавшими в этот день Хамовнический суд, Греф не общался, а по окончании допроса, поблагодарив участников процесса и попрощавшись, быстро ретировался, сел в служебную машину и уехал.
Подробный репортаж о допросе свидетеля Германа Грефа читайте в ближайшем номере «Новой».