Омск. Колектив крупного предприятия обратился к руководству страны с просьбой защитить его от рейдерства и коррупции

Политика

Георгий Бородянскийсобкор по Омской, Томской и Тюменской обл.

Коллектив федерального государственного учреждения «Обь-Иртышводпуть» (2700 человек) в полном составе поддержал предложения главы государства по усилению борьбы с рейдерством и коррупцией. Проблема искоренения этих явлений поставлена во...

Коллектив федерального государственного учреждения «Обь-Иртышводпуть» (2700 человек) в полном составе поддержал предложения главы государства по усилению борьбы с рейдерством и коррупцией. Проблема искоренения этих явлений поставлена во главу угла принятого речниками на днях Обращения - к президенту, председателю правительства, генеральному прокурору РФ, которое подписали представители всех восьми филиалов бассейнового управления, обслуживающих один из самых протяженных в России (15 тысяч километров) водных путей. Его головное предприятие находится в Омске, а остальные – вниз по течению Иртыша (в Тобольске, Сургуте, Ханты-Мансийске, Ямало-Ненецком автономном округе).

В Обращении говорится, что в последнее время правоохранительные органы Омской области всеми силами препятствуют ФГУ в исполнении государственных функций, предписанных ему Морречфлотом. А именно: обеспечение безопасности судоходства, контроль за техническим состоянием судов, совершенствование ремонтной базы и пр. Прежнее руководство учреждения, пишут путейцы, не ставило перед собою подобных задач. Еще 6 лет назад на этом участке реки, некогда полноводной, процветал только частный бизнес: затоны предоставлялись для отстоя стороннего флота, для ремонта приблудных судов использовалось казенное оборудование, незаконно распродавались запчасти и топливо – деньги шли миллионами мимо счетов филиалов. В то же время не хватало их на зарплату работникам управления (плавсоставу 3 года не оплачивались переработанные часы), и налоговые отчисления - к началу 2004 задолженность «левых» фирм только в Омском РВПиС (районе водных путей и судоходства) составляла 22,1 млн. рублей. Всего в ФГУ таких фирм насчитывалось полторы тысячи. С начала 90-х годов ими было нарыто со дна Иртыша (незаконно, как сказано в Обращении) миллионы тонн песка, что и стало, по мнению речников и экологов, главной причиной его обмеления.

«В связи с отвлечением землесосов на добычу песка,  дноуглубительные работы на реках не проводились». Дело дошло до того, что «на самом грузонапряженном участке Тобольск – Ханты-Мансийск движение флота в летние месяцы останавливалось, а на трансграничном с Казахстаном (Клин-Омск) судоходство отсутствовало вообще».

В тот период вопросов к руководителям управления у правоохранителей не возникало (единственная проверка деятельности управленца - начальника Омского РВПиС - закончилась отказом в возбуждении уголовного дела). Возникли они только после того, как директором ФГУ был назначен Сергей Овчинников, возглавляющий учреждение по сей день. Что-то, наверное, он стал делать не так. В частности, выставил из управления коммерческие структуры, изгнал посторонний флот (девять десятых его находилось в состоянии, запрещенном для судоходства). Стал наводить порядок на реке, где не было даже плавучих знаков – за эти годы установлено их свыше тысячи. Цеха, стоявшие в запустении, заработали. Отремонтировано больше сотни единиц флота – на них сменились не только корпуса, но и двигатели. Большинство судов оснащены эхолотами и радарами, у русловых изыскательских партий появилась спутниковая связь. В прошлом году построен судоподъемник, что позволяет управлению заняться судостроением. Первый собственный теплоход, которому присвоено имя «65 лет Победы», спущен на воду 7 мая с.г.

Экономические показатели таковы: за время правления Сергея Овчинникова получено свыше 2 млрд. рублей доходов от предпринимательской деятельности - они направлены, согласно смет Морречфлота, на модернизацию и развитие ФГУ. Средняя зарплата по управлению выросла в 2,5 раза.

Без преувеличения «Обь - Иртышводпуть» - единственное в области крупное предприятие, которое в последнее десятилетие на самом деле встало с колен. И могло бы стать по идее предметом гордости губернатора, поскольку больше гордиться особенно нечем: другие либо из Омска ушли, как почти вся оборонка – в федеральные холдинги, либо и вовсе прекратили существование, как Сибзавод, в советские времена известный своими тракторами, а позже - сеялками. Однако успехов речников почему-то губернский агитпроп не видит в упор. Живой интерес к их деятельности, усиливающийся в последние годы, проявляют только транспортная прокуратура и УВД. «В 2009 - 2010 гг. ими были проведены в отношении ФГУ более 110 (!) проверок». В большинстве случаев поводом для них стали «обращения граждан» - бывших и нынешних работников управления. Направлялись от их имени заявления и в надзорные органы, и к президенту РФ, о чем сами эти граждане, как выяснилось в ходе данных проверок, и не подозревали. Личности фальсификаторов, в течение ряда лет вводящих в заблуждение руководство страны, подделывая подписи многих людей, прокуратурой не установлены (как сказано в Обращении, она их и не пыталась искать).

Вызвало у нее подозрения приобретение управлением трех самоходных и четырех несамоходных судов, проданных на открытом аукционе Омским речным портом, совет директоров которого возглавляет тот же Сергей Овчинников (что, как известно законом не возбраняется, и самый яркий тому пример – Дмитрий Медведев, ранее занимавший аналогичную должность в Газпроме). Прокуратура усмотрела в сделке корыстный интерес директора ФГУ, хотя суда были приобретены в собственность государства на внебюджетные средства, притом по цене в 1,5 раза ниже рыночной, что и установил областной арбитражной суд, а следом и федеральный Западно-Сибирского округа, признав покупку абсолютно законной. Вердикт его вступил в силу еще в декабре 2007 года. Однако 2,5 года спустя – в июне 2010-го – первый зам генерального прокурора А. Буксман вынес по сему поводу представление, пересмотрев судебное решение: проверка пошла по новому кругу.

За 6 лет непрерывных проверок что-либо противоправное в действиях руководителей управления обнаружить не удалось. Но удалось значительно снизить производительность предприятия, особенно управленческого аппарата. «Исполняя почти ежедневные запросы Омского транспортного прокурора (письменные, устные, телефонограммы и пр.) мы вынуждены подготавливать объяснения, разыскивать и копировать большое количество документов, являться на допросы и т.п. На это уходит 50-60 % рабочего времени».
По мнению речников прокурорские могли бы немало накопать реального криминала, если бы поискали его в другом русле – той же реки Иртыш. Еще в 1985 году постановлением облисполкома «в целях предотвращения дальнейшего снижения уровня воды» добыча песка была в нем строго запрещена. До 93 года оно соблюдалось неукоснительно, затем в реке возникла рыночная среда, и экономические потребности ее субъектов возобладали над экологией. В ту пору этот бизнес шел бесконтрольно: песка нагребали со дна реки десятки фирм – кто сколько хотел и мог. В двухтысячные власти прибрали его к рукам – в том смысле, что стали выдавать лицензии на свое усмотрение. Естественно, самым достойным – на них и приходятся основная доля добычи песка. А остальное разыгрывается по справедливости на аукционах (проводит их Омский речпорт, поскольку все месторождения разведаны им). Вне конкурса право пользования недрами в русле и пойме реки, согласно реестру от 1 мая 2010 года, получили «Сибстрой» и «Сибирская кансалтинговая компания». Первая принадлежит сыновьям соратника губернатора, его бывшего зама ныне покойного Александра Луппова, вторая – депутату Заксобрания от «Единой России» Владимиру Седельникову, супругу племянницы областного главы.

Выходит, пытаясь придать государственный статус реке Иртыш (точнее, его отрезку от Казахстана до Заполярья) Овчинников идет явно против течения. А вдоль по нему плывет казахстанский флот. Более полутора сотен судов, многие из них под российскими флагами, но по факту принадлежащие министерству транспорта республики Казахстан, где они и платят налоги, остаются не первый год незамеченными прокуратурой.

«- Нас она - говорит Овчинников – откровенно «мочит». То есть «мочит» государственный российский флот, давая простор конкурирующему с ним хоть и дружественному, но иностранному. Что немного смахивает на измену Родине. Речники так прямо не говорят. Они требуют от Генеральной прокуратуры «провести проверку заинтересованности Омского транспортного прокурора в деятельности на территории Омской области флота республики Казахстан».

Еще цитаты из Обращения: «Эта компания развёрнута против предприятия, которое нарушило монополию судоремонта и судостроения в Сибирском регионе…Принципиальная позиция руководства ФГУ «Обь-Иртышводпуть» мешает незаконному песчаному бизнесу аффилированных с властью структур…В течение многих лет ставился вопрос о выносе наших предприятий за пределы города, так как прибрежные территории, на которых расположены здания ФГУ и его Омского  филиала, являются «лакомым куском» для строительства коттеджей и яхт-клубов. Среди предполагаемых частных застройщиков – работники прокуратуры».

Похоже, своей бурной деятельностью управление ущемило разнообразные интересы многих серьезных людей. Возможно, по этой причине (а может быть, и по другим, которые пока остаются неясными) строятся невдалеке от города два порта – Южный и Северный, которые хотя и невелики, но в принципе могут составить конкуренцию Омскому. Возможно, найдут там пристанище и дружественные российскому флоту суда (но это – только предположение). Ведут строительство, по сведениям ФГУ, компании, которые имеют непосредственное отношение к известному в Омске предпринимателю Константину Потапову (в прошлом вице-президенту «Сибнефти» и президенту ХК «Авангард»), депутату – единороссу, племяннику супруги областного главы…
Сергей Овчинников не сомневается, что на обращение коллектива высшие руководители государства непременно дадут ответ, которым и будут определяться его дальнейшие действия.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera