Форум «Гражданский диалог» провел круглый стол «Реформа образования. Точка зрения общественности»

Политика

Людмила РыбинаОбозреватель, rybinal@yandex.ru

Форум «Гражданский диалог» провел круглый стол «Реформа образования. Точка зрения общественности»*. Главный вывод: положение в российском образовании вызывает тревогу - массовая школа не дает качественного образования. В международном...

Форум «Гражданский диалог» провел круглый стол «Реформа образования. Точка зрения общественности»*. Главный вывод: положение в российском образовании вызывает тревогу - массовая школа не дает качественного образования. В международном мониторинге качества образования PISA при сравнении читательской, математической и естественно-научной грамотности результаты наших школьников гораздо ниже средних и ухудшаются от исследования к исследованию. Перемены нужны. Но настоящий взрыв в обществе произошел, именно когда ведомство подготовило новые документы, по которым школа должна реформироваться. Ни в новом законопроекте «Об образовании», ни в проекте стандартов старшей школы люди не увидели того, чего ждали, а, наоборот, увидели угрозу образованию и будущему России.

Сегодня мы публикуем три выступления участников круглого стола.

Александр Абрамов, член-корреспондент Российской академии образования:

Зашкаливающий непрофессионализм

- Ультрареволюционный характер предложений «стандартизаторов» приблизил момент истины. Стало очевидно, что если крайне сомнительные идеи будут внедрены, мы пройдем точку невозврата: процесс деградации системы образования не просто ускорится, а станет необратимым.

В ходе активного обсуждения проекта стандартов старшей школы обозначились грубые ошибки концептуального, методологического, лингвистического характера. Ограничусь кратким списком.

Ясные финансовые обязательства государства и формы ответственности за ненадлежащее состояние школ отсутствуют полностью. Призыв к тотальной профилизации школ «Дадим каждому ученику по его профилю!» глубоко ошибочен: отсутствуют методики, подготовленные учителя, средства обучения (что делать, например, в сельской школе, не говорится совсем). Опыт лучших специализированных школ показывает, что фундамент способностей - хорошее общекультурное развитие, а следовательно, отказ от «ненужных» предметов наносит большой вред развитию.

Лозунги свободы школ в выборе образовательных программ и свободы ученика в выборе предметов звучат и романтично, и либерально. Но не реалистично. Учителя живут трудно, опыт серьезных разработок имеют очень немногие. Поэтому рассчитывать на то, что все школы самостоятельно будут создавать программы и учебные материалы, не приходится. А вот с сохранением единого образовательного пространства возникнут очень большие проблемы.

«Стандарт» не отвечает своему назначению. Имеющийся текст содержит сотни требований крайне общего характера, часто весьма сомнительных. Переработка его невозможна. Нужна новая концепция и работа, организованная на иных принципах. Учителя в разработке практически не участвовали. Мало-мальски серьезное обоснование и эксперимент отсутствуют.

История со «Стандартом» - не печальная случайность, а закономерное следствие сложившейся за последнее десятилетие глубоко порочной политики в образовании. Ключевое слово этой политики - «имитация». Эффективность системы образования определяется четырьмя основными факторами: содержание, учитель, материально-финансовая база, атмосфера уважения к знанию, культуре. Но решительно ничего в этом отношении не делалось. В рамках политики так называемой модернизации образования внимание было сосредоточено на вторичных проблемах: ЕГЭ, подушевое финансирование, «совершенствование механизмов»: бюджетные, автономные, казенные учреждения и т.д. Реструктуризация, обернувшаяся закрытием 15 тысяч сельских школ, - это гибель многих сел.

На знаменах «модернизаторов» три лозунга: воинствующий экономизм, безудержный формализм, полный монополизм ограниченного контингента лиц, принимающих решения в сфере образования. Усугубляют ситуацию полная безответственность, ставка на административный ресурс и, как следствие, зашкаливающий непрофессионализм. Результат - глубокий кризис всей системы образования. Высшая школа превратилась в гигантский черный рынок дипломов. Системы начального и среднего профессионального образования разрушены. О кризисе средней школы свидетельствуют крайне низкий уровень знаний, заметный рост асоциального поведения в подростковой среде.

Не модернизация, а варваризация грозит России. Создается ситуация острейшего исторического цейтнота: профессиональные школы и культурные традиции разрушаются быстро, но на их восстановление уходят многие десятилетия.

Необходим решительный поворот к новой образовательной политике. Первый шаг - слом порочной системы принятия решений:
- реорганизация Министерства образования и науки и воссоздание Министерства народного просвещения, ответственного за школу;

- реорганизация Российской академии образования, которая в существующем ее виде не способна вести серьезные исследования и разработки;

- проведение общенациональной дискуссии и Всероссийского съезда работников образования (цель -- разработка стратегии развития и программы действий).

Олег Смолин, зампредседателя Комитета по образованию Госдумы:

Шесть угроз образованию

- Примерно раз в три года федеральная образовательная политика напоминает мне старую притчу о хане Золотой Орды, который посылал баскаков за данью на покоренную Русь. Каждый раз по возвращении он спрашивал:
- Ну что русские?
- Плачут.
- Поезжайте снова.
И только когда на вопрос хана баскаки ответили: «Смеются», мудро заметил: «Значит, у них уже ничего не осталось».

Так и в 2011 году образовательному сообществу остается только смеяться - сквозь слезы. Именно в этом году над нашим образованием нависло сразу шесть угроз.

1. ФЗ №83 об автономных, бюджетных и казенных учреждениях, или, как говорят в народе, об АУ, БУ и КУ. Закон фактически предусматривает превращение некоммерческих учреждений в коммерческие организации, нацеленные на зарабатывание денег. По опросу Левада-Центра, казенный оптимизм правительства и правящей партии по поводу этого закона разделяют только 7% граждан, а 54% убеждены, что от него станет намного хуже.

2. Федеральный бюджет на ближайшие три года гарантирует снижение реальной заработной платы большинства педагогов в России. На федеральном уровне и в большинстве регионов зарплата не повышалась в 2009-2010 гг. и не будет повышаться в 2012-2013 гг. Модернизация при нищем учителе - это один из самых коротких анекдотов, которые я слышал в своей жизни.

3. Федеральный закон №439 от 29 декабря 2010 г. о постепенной ликвидации льгот для сельского учителя. Закон требует так называемой монетизации льгот на уровне 2010 года. Но в большинстве регионов они и без того урезаны. Тарифы на коммунальные услуги растут по 15-20% в год и через 2-3 года от учительских льгот останутся одни воспоминания.

4. Федеральная целевая программа так называемого развития (а на самом деле - разгрома) образования. Она предполагает среди прочего сокращение доли студентов среди лиц, получающих профессиональное образование, с 71 до 50%. С учетом демографической ямы это означает, что в течение ближайших пяти лет количество студентов в России собираются уполовинить.
Напомню министру и всем, кто не смотрит зарубежную статистику: в наиболее продвинутых странах типа Южной Кореи, Японии, Соединенных Штатов доля людей, получающих высшее образование, колеблется от 80 до 90% - и не от общего числа получающих профессиональное образование, а от числа лиц данной возрастной категории, что много выше, чем в современной России!

5. Образовательный стандарт для старшей школы уже вызвал массу протестов. Хорошо, что председатель правительства публично провел воспитательную работу среди отдельно взятого министра. Не то в ближайшее время мы получили бы стандарт, который академики с чувством юмора называют программой «Одуренные дети».

6. И, наконец, шестая угроза - проект федерального закона «Об образовании», толстый и пустой. Образованию он ничего не дает, но зато ухудшает положение сельского учителя, просветительских организаций, высших учебных заведений (ликвидирует академии, первая из которых в России была основана еще в 1687 году), а также инвалидов.

Отдельно хочу спросить: за что Минобрнауки так не любит начальное профессиональное образование? Его хотят ликвидировать, а между тем у меня на руках находятся протесты от всех, кто еще только способен протестовать: от «Газпрома» и шахт Кузбасса, от профессиональных ассоциаций, от десятков академиков, от президента Союза ректоров Виктора Садовничего и изобретателя автомата Михаила Калашникова.

Мы подготовили альтернативный законопроект, который отвечает требованиям образовательного сообщества. Нашими соавторами фактически являются полстраны, заинтересованные в ее будущем, будущем своих детей и внуков.

А вот и два приговора сразу, причем таких больших жюри, что больше не бывает. Один принадлежит Программе развития ООН. Если в советский период мы входили в тройку стран, наиболее продвинутых в области образования, то четыре последних доклада Организации Объединенных Наций о развитии человеческого потенциала дают России: 2004 г. - 15-е место; 2005 г. - 26-е место; 2007 г. - 41-е место; 2008 г. - 54-е место. Если все шесть угроз российскому образованию будут реализованы, покатимся во вторую сотню.

Автором второго приговора является население Российской Федерации. Увы, напомню: согласно последнему опросу общественного мнения, министр образования и науки по-прежнему остается последним в рейтинге министров российского правительства.

Яков Турбовской, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, профессор, член общественной палаты по образованию г. Москвы:

11 тысяч поправок не спасут

- Наши реальные социальные условия, ситуация, сложившаяся в отечественном образовании, буквально требуют для своего развития незамедлительного создания таких законов, которые способны обеспечить для всей нашей страны конкурентоспособность в жестких условиях глобализации. И вот этот столь необходимый всем нам закон об образовании создан… На претензии по поводу избыточной текстовой многостраничности - ответ: «Критикуйте, вносите предложения, уточняйте». Министр А. Фурсенко был вынужден признать: «Лучше пожертвовать сроками, чем выпускать сырой документ». И родились замечания, и уточненные формулировки, и вся эта критически-уточняющая работа вылилась в 11 тысяч поправок.

Астрономическое число замечаний превратило в бессмыслицу само желание их все учесть. Но мы оказались втянуты в дискуссию, которая самим фактом своего проведения дает все основания сказать, что обсуждаемый документ принят, как в таких случаях говорится, «за основу», и просто надо над ним еще поработать. Это и есть ловушка, в которую попадает отечественное образование.

Сколь угодно тщательное корректирование каждой статьи этого текста не может внести того самого главного, чего в нем нет и без чего он превращается в эклектический набор формальных формулировок, ничего общего не имеющих со столь необходимым многострадальному отечественному образованию законодательством. Нет в нем ответа на судьбоносный для настоящего и будущего нашей страны вопрос: каким мы хотим видеть наше образование, в каком направлении ему развиваться и ради каких целей?

Не сговор безнравственных взяточников, а глубинный разрыв между программами и требованиями школы и вуза является не только одной из основных причин коррупции в стране, но и прямой угрозой ее безопасности. Именно господство формально понимаемой вариативности образования полностью разрывает некогда единую и целостную систему образования, перекрывающую ученику возможность не то что переходить из школы в школу, но и из класса в параллельный класс. Картину дополняет убийственная политика в издании бесталанных и недоступных пониманию ребенка учебников, сводящая к нулю его желание учиться, и тогда возникает бесстыдный в своей педагогической и нравственной разрушительности Монблан «решебников» и «шпаргалок»!

Основная беда нашего образования - полное непонимание того, что школа является общегосударственной и светской. Светское образование - величайшее историческое завоевание человечества, призванное гармонизировать всю совокупность внутригосударственных общественных отношений, способное нейтрализовать даже такие негативные явления, как ксенофобия. Светская школа как ничто другое позволяет разрывать пагубную преемственность людской непримиримости, ненависти и даже традиционно конфликтных этнических противостояний.

В обсуждаемом проекте закона об образовании не только не раскрываются пути воплощения в жизнь требований федерализма, закрепленных в нашей Конституции, как фундаментальной основы бытия и развития нашего государства, но и светского характера отечественного образования, что, по сути, исключает самую возможность его одобрения. Есть и еще одно недопустимое упущение. Это полное непонимание роли русского языка и не только как ничем не заменимой основы эффективности образования как такового, но и как системообразующей основы бытия и развития Российской Федерации.

И единственный вывод, который неодолимо проистекает из аналитического прочтения данного проекта, сводится к тому, что никакая формальная доработка его изменить не может. Нашему отечественному образованию нужен принципиально иной законопроект.

* Форум прошел в Горбачев-фонде (Международный фонд социально-экономических и политологических исследований)

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera