Гастроли театра-студии «Пушкинская школа» Владимира Рецептера в Москве

Политика

Екатерина Васенинакорреспондент отдела культуры

Зайдите на сайт петербургского Пушкинского центра Владимира Рецептера pushkincenter.ru. В разделе «труппа театра» - аристократические молодые лица. Актеры театра-студии «Пушкинская школа» становятся аристократами в мудром соприкосновении с...

Зайдите на сайт петербургского Пушкинского центра Владимира Рецептера pushkincenter.ru. В разделе «труппа театра» - аристократические молодые лица.

Актеры театра-студии «Пушкинская школа» становятся аристократами в мудром соприкосновении с Пушкиным, Шекспиром, Гоголем под рукой Рецептера, актера БДТ времен Товстоногова. Их «Гамлет», показанный на московских гастролях сначала на сцене «Театра Фоменко», потом на сцене «Школы драматического искусства», - кажется, мой лучший «Гамлет» в жизни. Это кажется невероятным, но это так. В простых и эффектных черных костюмах, в одной декорации – большая птичья клетка – трагедия принца Гамлета разыграна по незыблемым законам чести.

Чтобы шекспировский  текст в переводе Пастернака зазвучал чисто и точно, нужны хорошо настроенные  инструменты-актеры. В них есть все  что нужно и всего в меру: глубокого внимания к тексту, пафоса,  обаятельного ученичества и актерского мастерства. Они играют «Гамлета» так свежо, как будто этого не делал никто до них, и в то же время учитывая опыт усталости текста, сценических традиций, и легко отметают его. Они ясно играют трагедию разрушения юношеских идеалов. Понимание того, что идеалы стоят того, чтоб идти до конца. «Как, и рапира с ядом?» - тоненько, в противовес своим же грозным ламентациям, вскрикивает Гамлет на дуэли с Лаэртом: он верил в честную игру до самого конца.

В московском варианте такой типаж актеров-интеллектуалов, как Денис Волков (Гамлет), Иван Мозжевилов (Лаэрт), Иван Французов (Горацио) можно увидеть в «Студии театрального искусства» Сергея Женовача и в театре «А.Р.Т.О.» Под сенью Петербурга, под крылом Рецептера молодые актеры-интеллектуалы, актеры-аристократы цветут, им вольно и не страшно жить. «Какой хороший спектакль! Какая удачная постановка!» - шелестел зал на «Гамлете» в театре Фоменко. Редкая для Москвы картина, где театральный разъезд обычно проходит молчком, в суете гардероба.

Творческий вечер  Леонида Мозгового в честь его 70-летия, актера многих фильмов Александра Сокурова, а теперь студента («каждый пять лет надо снова куда-то поступать и переучиваться!» и актера театра-студии «Пушкинская школа»,  состоялся тоже в рамках гастролей: «Леонид Палыч, молодой и перспективный актер, рискует поступать к нам!» - аттестовал давнего друга Рецептер на сцене «Глобус» театра на Сретенке. Тут есть перекличка: первый в России и мире театр Пушкина создан по образцу мемориального шекспировского театра в британском Стратфорде-на-Эйвоне, а имя Шекспира связывают с лондонским театром «Глобус».

Преданности и  любви к русской литературе, театру, своему искусству молодые актеры Рецептера учатся и у Мозгового, который выходит – и светится. Прежде чем сказать, он сознает. И глядя на него, понимаешь, зачем театр. Как театр может изменить тебя кардинально, сделать другим.

Ничего не утаил  Леонид Павлович от публики о своей  жизни: учеба у великого педагога Бориса Зона, работа за прописку в театре музыкальной комедии, хотя звавший в театр Комедии Николай Акимов в ужасе кричал: «Это же интеллектуальная смерть!» После поездки в Забайкалье и Монголию - переход на работу в литературную эстраду: «Не только потому, что получал больше, чем коллеги в драматических театров, но потому, что тогда еще профессия чтеца была нужна». С чтецкими программами объехал всю страну от Сахалина до Бреста, нигде не жалея искр таланта.

Москвичам Мозговой читал отрывки из программы «Я жил, чтоб мыслить и страдать». С разящей иронией – некрасовского «Нравственного человека»: «Живя согласно с строгою  моралью, я никому не сделал в жизни зла…» Цитировал Блока: «Театр – это нежное чудовище. Берет всего человека, если он призван, грубо выкидывает, если не призван, оно в своих нежных лапах и баюкает, и треплет человека. И нужно иметь воистину призвание, воистину любовь к театру, чтоб не устать от его нежной грубости». Читал его студенческое стихотворение, написанное за полвека до смерти Сталина, 3 марта 1903 года:

Все ли спокойно в народе?

Нет, император убит.

Кто-то о новой свободе

На  площадях говорит

Все ли готовы подняться?

Нет каменеют и ждут.

Кто-то велел дожидаться.

Бродят  и песни поют.

Кто-то поставлен у власти?

Власти  не хочет народ.

Дремлют гражданские страсти.

Слышно, что кто-то идет.

Актер может  вместе со всеми выходит на площадь. Но если у него есть гражданская позиция, он обнародует ее через стихи: Некрасова, Блока, Окуджавы, Галича, - как Леонид Мозговой, «Адольф Ильич Чехов», сыгравший у Александра Сокурова Ленина,  Гитлера, Чехова – не ввязываясь в медийные перепалки, но ясно выражаясь со сцены. И это всего седьмой класс «Пушкинской школы» Рецептера!

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera