Сегодня в рамках «Кинотавра» состоялась вторая конференция Всероссийского форума киноиндустрии «Кино России 2020»

Политика

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

Напомню, первое заседание Форума было проведено в апреле в Петербурге. Несмотря на то, что обе конференции проходили под эгидой (и плакатами) «Единой России», похоже кинематографисты от скандалов, распрей, вопросов справедливого «распила»...

Напомню, первое заседание Форума было проведено в апреле в Петербурге. Несмотря на то, что обе конференции проходили под эгидой (и плакатами) «Единой России», похоже кинематографисты от скандалов, распрей, вопросов справедливого «распила» государственных денег переходят к попытке выстроить конструктивную, по возможности, консолидированную программу действий.

На «Кинотавр»  слетелись чиновники от культуры федерального уровня, известные продюсеры, аналитики. Вместе они постарались, если не решить, но сформулировать основные проблемы, поставить диагноз нездоровой российской киноиндустрии. 

Открывший конференцию Председатель Комитета по культуре Госдумы РФ Григорий Ивлев говорил о необходимости создания стратегии развития кинематографа, которая станет вектором для законотворчества.  Необходимо провести тщательную экспертизу  всех законодательных формулировок, системы финансирования. И главное, давно пора обнаружить причины саботирования «единого билета», который вводят, вводят, да все никак не могут ввести. Хотя Председатель Правительства еще когда пообещал. Главная же цель нашего кинематографа – «формирование ценностных установок в русле приоритетов  стратегического развития общества. Надо обсудить, - неожиданно заявил Ивлев, - может вообще вернуться к старой системе   финансирования и воссоздания Госкино?»

Президент «Кинотавра» Александр Роднянский высказал общую озабоченность состоянием дел в российском кинематографе. «Без консолидированных усилий всего киносообщества  и кинопоказчиков из системного кризиса не выбраться. Мы – пятая страна в мире – по посещаемости кинотеатров. При этом доля российского кино  в репертуаре катастрофически падает. Существует проблема с желанием зрителя – точнее, нежеланием – смотреть национальные фильмы. Да и хорошее мировое  кино - тоже. Вот почему «Кинотавр» из фестиваля-киносмотра, фестиваля-кинопраздника превращается в деловое событие. Здесь могут высказаться все стороны, конкурирующие друг с другом.  «Кинотар» - территория солидарных  усилий, где вырабатываются общие решения», - сказал Роднянский.

Директор департамента Культуры и образования Правительства РФ Денис Молчанов вспомнил, что два с половиной года назад Правительственный Совет под руководством Путина, принял решения, итогом которых стало создание Фонда поддержки кинематографии. На новом этапе  следует понять, как и куда двигаться. С чем соглашаться, что менять в сложившейся системе. Необходимо установить контроль за продажей кинобилетов, продумать систему возвратности российского кино, механизмы его продвижения за рубежом, взаимоотношения с банками, с негосударственными структурами и различными фондами. Он также говорил о системной экономической и ментальной модернизации: от кинопроизводства, образования, взаимоотношений с государством и бизнесом до  продуманного способа саморегуляции киноиндустрии.     

Председатель попечительского совета «Кинотавра» Федор Бондарчук говорил о необходимости строительства кинотеатров (вместе с Эдуардом Пичугиным они являются руководителями партийного единоросского проекта  «КиноСити» - в 250 городах будут построены мультимедийные «киноклубы»). Он считает, что надо безотлагательно решать «горящие проблемы». Совещание должно назвать отраслевые приоритеты, выработать эффективную модель реанимации российской киноиндустрии.

Главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей напомнил, что с 1997 года (когда вышел «Закон о кино») бокс-оффисы  выросли в 50 раз (к  середине 2005 года), число российских фильмов в репертуаре в тот же период выросло с 5 до 28 процентов. Но сегодня  мы наблюдаем спад интереса к «родному кино». С помощью лоббистов именно Правительство (а не Минкульт), - считает сегодня Дондурей, - начало обновление киноиндустрии.  Минкульт не занимается проектированием работы киноотрасли. Вот отчего у нас только 9 названий фильмов из сотни собирает львиную долю кассы. Необходимо проанализировать, как тратятся госденьги  - причем делать это нужно  системно, на всех стадиях от заявки до проката. «Хорошо, - говорит Дондурей, построим 250 кинотеатров, - но ведь посещаемость одного зала  упала с 30% до 18%. Необходима перезагрузка всей отрасли, этому и была посвящена Деловая игра, которую новый «Киносоюз» провел недавно в Воскресенске».

Руководитель Фонда поддержки кинематографии Сергей Толстиков спросил аналитика Фонда Сергея Иванова: «Если ничего не делать, какова будет к 2020 году доля посещения зрителями российских фильмов?», «С нынешних 15,6% доля упадет до 10%», - ответил Иванов.

«Это главный аргумент в необходимости сегодняшней дискуссии, - продолжил Толстиков, - Неверно думать, что где-то там наверху, сидят умные дяди, которые подготовят все «форматы», решат «проблемы». Это «халявное» отношение к делу. Специфика момента сейчас особенная. Я вижу повышение активности всех участников кинорынка. Большие деньги в киноотрасли есть. Надо правильно ими распорядиться. Необходима продуманная политика Господдержки.  Сегодня она – хаотична,  непродуктивна, носит кулуарный характер». Толстиков предложил пересмотреть взаимоотношения с телевидением. Во Франции именно теллевидение – главный источник поддержки кинематографа. «В какой-то момент наше телевидение спасло киноотрасль, но сегодня оно способно загнать отечественное кино под плинтус». Нам необходим внятный заинтересованный диалог».

Аналитик Олег Березин говорил о продуманной поддержке кинопоказа. Число кинозалов растет, а их посещение падает. 35 из 72 национальных фильмов не окупают затраты даже на печать пленочных кинокопий! Он предложил субсидировать показ отечественного кино, помогать реконструкции малых кинотеатров.

Тут возмутился Федор Бондарчук. При отсутствии электронного билета, нереальные суммы уплывают из кинотеатров в чьи-то карманы, а мы будем им помогать? 

Березин уточнил: «Если у нас миллиард долларов годового кассового сбора,  то примерно 200 миллионов уворовывают. «Почему-то   еще никого не расстреляли», - грустно пошутил Березин. Кинотеатры живут в отдельной нелегитимной зоне.

Директор Департамента кинематографии Минкульта Вячеслав Тельнов рассказал, как финансируется авторское, детское, дебютное и неигровое кино. Но сегодня подано 227 сценариев, а запустят … 7 фильмов.

Продюсер Сергей Сельянов традиционно говорил об образовании. Тут снова завязалась дискуссия. Сельянов ратует за модернизацию заскорузлых отечественных киновузов. О конструктивной работе кинематографистов с Интерентом. Денис Молчанов заметил, что в мире практически нет учебных заведений на все 100% существующих на деньги государства (есть опекунские советы, помощь обеспеченных выпускников). Молчанов предложил нашим главным «мейджорам», получающим от государства по 250 миллионов бюджетных рублей, помочь и обучить нескольких сценаристов. Стоимость обучения студента – всего 170 тысяч рублей. Потом они же будут работать на студии, введшей их в профессию.

Сельянов не согласен, его мнение: обучение  - сугубо государственная задача.

Екатерина Мцитуридзе, недавно возглавившая «Совэкспортфильм» говорила о новых формах продвижения нашего кино за рубеж. «Французы любят себя, поэтому они любят свою культуру, свое кино, гордятся ими. Нам надо научиться – любить себя»

Президенту Гильдии продюсеров России Ренату Давлетьярову предложили рассказать о рентабельности и конкурентоспособности   нашего кинематографа. «Трудно говорить о том, чего не существует», - сказал продюсер фильмов про «Любовь-морковь». «Государство – ключевой игрок и инвестор нашего кино. Надо воспринимать господдержку не как халяву, а как компенсацию несовершенства нашего рынка».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera