Тверь. В Центре современного искусства «ТверЦА» проходит форум SocialCamp 2011

Политика

Вера КичановаЖурналист, муниципальный депутат района Южное Тушино

В здании бывшего Речного вокзала собрались правозащитники, журналисты, блогеры и волонтеры, чтобы научить друг друга использовать социальные сети на благо гражданского общества. Примерно две трети лекций – об одном и том же, но разными...

В здании бывшего Речного вокзала собрались правозащитники, журналисты, блогеры и волонтеры, чтобы научить друг друга использовать социальные сети на благо гражданского общества.

Примерно две трети лекций – об одном и том же, но разными словами и с разными примерами. Пять залов работают параллельно, вай-фай работает везде – и в мрачноватом подвале, и в круглом зале с большими окнами, откуда видна Волга. Если лекция интересна, то слушатели сидят, не отрываясь от ноутбуков: пишут в твиттер. На бейджиках помимо имен и городов указывают свои никнеймы. Проектор выводит на стену все сообщения, помеченные хештэгом #socamp, и гости форума «фолловят» друг друга, а в перерывах «развиртуализовываются».

– Вы из какого проекта?

–  Ой, из многих!

Тут есть экологи и организаторы субботников, борцы с текущими крышами Петербурга, организаторы литературных вечеров, волонтеры благотворительных фондов, экологи и антифашисты. На форуме действует внутренняя валюта – лепта. Заработать ее можно либо сдав на маркет сувениры (значки, листовки, футболки, ручки, брошюры), либо активно задавая вопросы выступающим – лекторы сами делят установленную сумму между самыми бойкими слушателями. Есть стена, куда гости форума вешают свои профайлы – нарисованные вручную анкеты с контактами и лаконичной презентацией себя или проекта.

Денис Терехов из агентства «Социальные сети» рассказывает о том, как раскрутиться с помощью «новых медиа».

–  У всех есть твиттер и фейсбук? У кого нет, поднимите руки. А как вы сюда вообще попали?

Рассказывает, как ажиотаж вокруг социальных сетей привел к тому, что цель и средство поменялись местами. «Ваша цель – не собрать миллион лайков, а продать колбасу, –  напоминает он. – Вот вы нашли миллион блогеров, которые написали про вашу колбасу. Но колбасу-то купили?». Сразу за ним Ольга Дроздова из Агентства социальных коммуникаций рассказывает уже о том, как действовать в блогосфере некоммерческим организациям. «НКО редко готовы объединять ресурсы. Всем хочется изобрести свой велосипед», – сетует она. Проблема завоевания доверия, по ее словам, недооценивается: «Мол, если мы делаем добро, все автоматически должны нам верить. Но это не так».

Один из самых молодых лекторов – Вадим Семенов из Иркутска, создатель сайта domoded24.com, где после теракта в аэропорту в онлайн-режиме собиралась информация о происходящем. Сайт открылся через три часа после катастрофы, очень быстро удалось найти волонтеров – тех, кто будет проверять и распределять информацию, переводить ее на английский. «Иногда лучше выложить непроверенную, но актуальную информацию, а если она недостоверна, то ее быстро поправят», – считает Вадим.

Денис Старк, автор сайта «Мусора.Больше.Нет»,  уверен, что сети инициативных групп должны трансформировать Россию, и делится алгоритмом их создания. «Базовый принцип — социальное заражение. Пока оно не произошло, наши проблемы не являются проблемами общества», – поясняет он. А для заражения, по его словам, нужна горизонтальная структура и «позитивное мировоззрение». Нужно, чтобы инициативные группы перестали конкурировать между собой и свободно обменивались опытом.

Активист «Молодежного правозащитного движения» Артем Марченко, живущий в Италии, делился результатом исследования русской блогосферы как инструмента для самоорганизации активистов. «Тушение пожаров — самая масштабная гражданская мобилизация со времен Великой отечественной войны. Огромное количество людей получили опыт активизма. А стало ли гражданское общество сильней? — тут же добавляет он. — Исследования показали, что нет». В выводах Артема больше пессимизма: активисты старого и нового форматов еще не научились объединять усилия. «Почти все опыты взаимодействия сетевых и реальных структур неудачны: блогеров смущает бюрократия, оффлайновых активистов — эфемерность». Блогеры умеют организовывать флешмобы, которые привлекают внимание к проблеме, но дальше кто-то должен подхватывать тему, так как у блогосферы короткая память. Такие мероприятия, как SocialCamp, по мнению Артема, и нужны для того, чтобы помочь людям конвертировать виртуальную активность в реальную.

«Где мои деньги, Брат?» — задался вопросом маркетолог из Москвы Андрей Щербаков и придумал сайт nalogemeter.ru. Нет ничего проще: посетитель вбивает свою зарплату и узнает, сколько налогов он платит в год. В первую же неделю сайт посетило 25 тысяч человек, многие из них зашли в комментарии и возмутились: «Я каждый год государству машину дарю!». То делать с этим народным возмущением, Андрей пока не знает: «К сожалению, я не могу сказать: голосуйте за такую-то партию и все будет хорошо». Несколько политических активистов из зала тут же предложили помощь, но Андрей покачал головой: «Вы все маргиналы. Не обижайтесь, я тоже маргинал».

Блогеры из Сыктывкара поделились опытом создания регионального места для дискуссий. Сайт 7x7-journal.ru планировался как закрытая площадка, где эксперты – семь журналистов, семь политиков, семь бизнесменов – всего сорок девять человек, будут обсуждать проблемы республики Коми. В итоге желающих вести блоги оказалось больше, и теперь это площадка, где любой может поучаствовать в споре. Авторы пожаловались на «троллей» – тех, кто превращает дискуссию в бессмысленный «обмен любезностями». Тех же, кто пишет много, хорошо и интересно, они регулярно вытаскивают в «оффлайн»: организуют встречи, круглые столы и семинары.

Но не только лекции были в программе. В первый день гостей прокатили на теплоходах, на второй день волонтеры из числа тверичан провели экскурсию по городу. Третий день завершился «Твичеринкой», куда пришли не только «сокэмповцы», но и тверичане-микроблогеры. И даже самый известный из них – бывший губернатор Твери Дмитрий Зеленин. Он коротко выступил о том, как важно грамотно использовать новые технологии. «Мы в ответе за тех, кого зафолловили!» – пошутил экс-губернатор. Почти никто не смотрел на наго: все, стремясь обогнать друг друга, отправляли эту фразу в твиттер. Вместе со всеми Зеленин поучаствовал в создании арт-объекта, «iЛавки» – деревянной скамейки, где каждый написал свой никнейм. Твиттеряне не знали: то ли общаться в реале, то ли сообщать «фолловерам», что происходит на «Твичеринке».

– Ты чего в экран уткнулся?

– Да с тобой общаюсь…

–  А, ладно.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera