«БУЛГАРИЯ» || Мнение эксперта: «Булгария» затонула из-за открытых иллюминаторов

Политика

Вячеслав ПЕТРОВ, преподаватель кафедры судовождения Московской государственной академии водного транспорта: Скорее всего, сработал человеческий фактор. Судно возвращалось домой, экипаж мог расслабиться. «Булгария» шла с небольшим правым...

Вячеслав ПЕТРОВ, преподаватель кафедры судовождения Московской государственной академии водного транспорта:

Скорее всего, сработал человеческий фактор. Судно возвращалось домой, экипаж мог расслабиться. «Булгария» шла с небольшим правым креном, во время левого поворота он резко усилился. Возможно, экипаж дал слишком резкий разворот, так что судно легло на бок. Иллюминаторы машинного отделения наверняка были открыты и их захлестнуло водой. Конечно, это грубое нарушение, в Наставлении по борьбе за живучесть указано, что иллюминаторы должны быть закрыты. Но соблюдение этого правила зависит от капитана и старшего механика. Я помню, как на моих судах температура в машинном отделении поднималась до 70 градусов, но дырок не было: механики знали, что я бы шкуру спустил за открытый иллюминатор.

Естественно, ни отсеков безопасности, ни водонепроницаемых переборок в 50-х годах на таких судах не делали. И теплоход моментально пошел ко дну.

Как бы ни организовывали спасательную операцию, эвакуировать людей за такое время невозможно. Как только судно легло на бок, свет погас, стена стала полом, внутри могла начаться давка. Спаслись только те, кто находился на палубе и на носу. То же самое было на судне «Академик Нахимов», которое затонуло в 1986 году. К слову, это первая крупная катастрофа с тех пор, хотя подобные катастрофы часто происходят в Малайзии,  на Филиппинах. Но там на дно идут перегруженные паромы.

Почему проходящие мимо два судна не остановились и не помогли, я не понимаю. Существует Конвенция по сохранению человеческой жизни на море, согласно которой они обязаны были прийти на помощь. За такое надо наказывать.

Ни одно судно не может выйти из порта без разрешения Российского речного регистра. Это своего рода техосмотр для судов, и пройти его можно также, как техосмотр на машину.

Недавно я ходил по Волге на судне того же класса и возраста, что и «Булгария». Оно было полностью модернизировано, в каютах даже был оборудован душ. Но если владелец хочет сэкономить, он просто покрасит судно и повесит новый огнетушитель. Скорее всего, «Булгария» проходила именно такой ремонт.

Когда было госрегулирование, все знали, что судно служит 20 лет и списывается на металлолом. Сейчас у нас нет государственной программы судостроения, все теплоходы проданы в частные руки и судовладельцы строят суда для себя сами. Поэтому в последние годы на воду спускают единицы новых судов, а старые остаются на плаву. Обычная проблема и рыбопромышленного, и транспортного, и речного, и пассажирского флота: хозяин не хочет строить новое судно. Ему жалко денег и он добивает старое. Вот и добил.

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera