С 7 по 14 августа в Выборге пройдет 19-й Фестиваль российского кино «Окно в Европу»

Политика

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

Все виды отечественного кинематографа по гамбургскому счету оценивают заполняющие бюллетени зрители и профессиональное жюри под председательством Михаила Аграновича (оператор «Покаяния», «Крейцеровой сонаты», «В круге первом», режиссер фильма «Приходи на меня посмотреть»).

В отличие от других киносмотров «Выборг» старается быть «окном в кино», не сосредотачиваться на авторском, комедийном, детском фильме. Просто  держать руку на современном кинопроцессе, фиксировать его пики, коллапсы и падения.  Круглый стол «Перестройка в кино, 25 лет спустя – надежды и свершения» призван не столько подвести итоги бурным десятилетиям, сколько поразмышлять о путанных векторах в движении кинематографа.

«20 лет слышу о смерти российского кино, - говорит президент форума Армен Медведев, - столько не умирают. Слухи о его перманентной смерти сильно преувеличены».  Программа, в которой более половины работ дебюты и вторые картины, подтверждает оптимизм экс-руководителя всей киноотрасли. Насколько фильмы молодых хороши – покажет экран. Пока можно сказать одно: дебютанты перестали заниматься самовыражением. Об этом «Новой» рассказывает программный директор Татьяна Сергиенко, которая и отвечает за «Выбор Выборга», сделанный в очередную кризисную пору, очередного переустройства и сокращения количества запусков: «В начале казалось, что фильмов нет вообще, мы впадали в отчаяние. Постепенно обнаружилось внушительное число  картин, особенно фильмов  начинающих. В них есть попытка разобраться в жизнеустройстве обычного человека, нашего современника. Большинство картин имеют самое непосредственное отношение к российской действительности, которую авторы  рассматривают в связанности со своей историей».

В «Сибири – мон амур» - это взгляд вглубь страны. Татьяна Сергиенко называет фильм Славы Росса «Сибириадой» наших дней, в нем история разрастается в эпопею. Автор «Бумера» Денис Родимин представляет свой режиссерский дебют «Чужая мать» с Евгенией Добровольской в главной роли.  Кино про русскую женщину, принявшую мусульманство, и спасшую дочь от смертельной опасности – стать террористкой. Даже «Бориса Годунова» режиссер Владимир Мирзоев рассматривает как трагедию наших дней. Пушкинский  текст пугает своей злободневностью, прогностичностью, он страшноватым образом срастается  с нелегитимной российской действительностью. Максим Суханов сотворил на экране муку и драму одинокого царя, олицетворяющего власть, оторванную от жизни страны.

Герои фильма  Андрея Зайцева «Бездельники» - трудные подростки, песни Виктора Цоя становятся полноправными участниками действия.

В «Доме» Олег Погодин рассказывает  историю казацкой семьи Шамановых, некоторым она напомнит  события в Сагре.  Конфликтное семейство сплачивается ради  защиты отчего дома от киллеров.

Полину Кутепову можно увидеть в роли дворничихи с трагической судьбой в драме «Дом ветра» Вячеслава Златопольского. Потеряв своего ребенка, она пытается спасти больного ребенка из приюта. 

Герои фильма Сергея Говорухина «Земля людей» - честные провинциалы, старающиеся  реализовать свои мечты в парализованной Золотым тельцом  столице.

Молодых режиссеров привлекает жанровое кино. И это еще одна приятная новость. Нурбек Эген снял  комедию «Калачи». Калачи – фамилия старинного казацкого рода.  Когда младшему Калачу – Егорке выпадает удача служить в Кремлевском полку, соседи требуют фотографию новобранца с президентом.  Комедии Владимира Карабанова «Криминальные обстоятельства»  присуща отстраненная тарантиновская интонация,  варианты развития событий меняются, как в компьютерной игре.

«Долина роз» Дмитрия Черкасова - фильм с романтической гриновской атмосферой и стилистикой. «Ушел и не вернулся» Валерия Пендраковского – авторское кино. По сюжету больной старик, едва встающий с постели (его играет Кирилл Кяро) путешествует по родному городу в своих фантазиях… в собственном молодом теле. И вопрос, что важнее для человека,  его фантазии или действительность имеет однозначный ответ для героя, эмигрирующего в грезы. 

В других программах зрители посмотрят фильмы, уже прозвучавшие на фестивалях: «Елену» Андрея Звягинцева, «Два дня» Дуни  Смирновой, «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова, «Шапито-шоу» Сергея Лобана. В отличие от других смотров Выборге показывают широкую панораму неигрового и анимационного кино.

Выборг поддерживает удачи, нащупывает болевые точки. Обсуждают и прогнозируют. В этом сезоне его девиз «Кино: прогноз на завтра»   оправдывается юным возрастом большинства его участников.

На Закрытии фестиваля покажут важнейшую картину уходящего сезона «Жила-была баба», над которой Андрей Смирнов работал почти 20 лет. Кинороман о трагедии русской истории будет представлять Россию в конкурсе Монреальского фестиваля,  но Смирнов снимал свою эпопею для сограждан. Их малое представительство в Выборге фильм посмотрит.  Остальные… скорей всего,  нет.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera