Официальные причины катастрофы Як-42 под Ярославлем названы, но родственники погибших требуют продолжать расследование

Политика

Зинаида БурскаяКорреспондент

Сообщает корреспондент "Новой газеты" Зинаида Бурская

2 ноября Межгосударственный авиационный комитет опубликовал результаты расследования катастрофы Як-42 под Ярославлем. Непосредственной причиной крушения признаны действия экипажа. Сопутствующими — серьезные недостатки в подготовке пилотов, в организации работы самой авиакомпании «Як-Сервис» и тех, кто ее работу проверял. Однако днем ранее родственники членов экипажа заявили, что сомневаются в объективности официального расследования и планируют потребовать продолжения расследования с привлечением независимых специалистов.

В целом, выводы МАК совпали с информацией о ходе расследования и промежуточных выводах, поступавшей в течение последнего месяца. По версии специалистов Межгосударсвенного авиационного комитета, проблемы, возникшие в ходе взлета, в том числе «тормозящая сила», препятствовавшая росту скорости на разбеге и отрыву самолета, были связаны с действиями членов экипажа. Оба пилота имели большой налет на самолете Як-40 и гораздо меньший — на Як-42. Несмотря на то, что воздушные суда в целом похожи, имеются и отличия, например, в конструкции педалей, с чем связаны соответствующие различия в требованиях к положению ног летчиков на разбеге. Специалисты МАК полагают, что пилоты не соблюдали требования по положению ног для Як-42 и взлетали так, как привыкли на Як-40.

Причиной «негативного переноса навыков» по версии МАК стали «серьезные недостатки в переучивании членов экипажа на самолет Як-42, которое было выполнено не в полном объеме, проходило длительное время, с большими перерывами и постоянным выполнением полетов на другом, отличающемся типе воздушного судна (Як-40)». Подготовка на Як-42 капитана Андрея Соломенцева (налет на Як-40 — более 4,5 тысяч часов, на Як-42 — более 1,5 тысяч) началась еще в 1995 году, однако параллельно с этим пилот активно летал на ЯК-40, в том числе вводился в стой в качестве капитана. Второй пилот Игорь Жевелов (налет на Як-40 — более 12 тысяч часов, на Як-42 — 600 часов) приступил к переучиванию на ЯК-42 в 2007 году, при этом полеты на Як-42 постоянно совмещались с полетами на Як-40 пилотом-инструктором. Именно Игорь Жевелов вводил в строй на Як-40 Андрея Соломенцева, что также могло, по версии МАК сыграть свою роль в Ярославской катастрофе: «по сути в экипаже присутствовало два лидера, при этом авторитет второго пилота был выше», что вылилось в несогласованность действий в нештатной ситуации.

В тканях второго пилота был также обнаружен фенобарбитал – противосудорожный препарат, который угнетает активность центральной нервной системы, что выражается, в том числе, в замедлении реакций.

По мнению экспертов, требования к переучиванию пилотов и другие нормы компания «Як-Сервис», которая эксплуатировала разбившийся самолет, соблюсти просто не могла: уставной капитал составлял всего 40000 рублей, а воздушные суда вместе с экипажами и техническим персоналом она арендовала. При этом компания на протяжении многих лет успешно проходила проверки на соответствие сертификационным требованиям, а чиновники от авиации продлевали «Як-Сервису» сертификат эксплуатанта.

Однако будут ли наказаны все, кто так или иначе способствовал этой трагедии, пока неизвестно. Определять круг тех, кто должен понести ответственность за катастрофу и гибель 44 человек, будет следственный комитет, чье расследование, в отличие от расследования МАК, пока не завершено.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera