Фурсенко готов уйти в отставку, но преемника пока не называет

Политика

Людмила РыбинаОбозреватель, rybinal@yandex.ru

Министр образования РФ Андрей Фурсенко считает, что надо в корне перестраивать систему образования. Проблема образования сегодня ключевая для всего мира, а не только для России, - сказал министр. Если мы хотим выйти из кризиса и преодолеть не позитивные социальные тенденции в развитии мира, мы должны в корне перестроить систему образования в течение 10-15 лет. Это ключевое звено, от которого все зависит.

Есть три вещи, которые реально волнуют каждого, - подчеркнул Министр: человек очень озабочен своим здоровьем, безопасностью и востребованностью. Причем востребованностью как экономической (как он может обеспечивать себя и семью), так и социальной (насколько он вписывается в общество, каков его статус). Человек хочет жить в мире с самим собой, хочет быть собой доволен.

Может быть два первых вопроса – не совсем наши – заметил министр, но оговорился, что и вопросы здоровья, и вопросы безопасности, в первую очередь зависят от образования и воспитания. А вот востребованность –вопрос чисто образовательный.

Сегодня он решается неправильно, по мнению Фурсенко. Ближневосточные революции – от невостребованности человека. Человек не ощущает, что занимает то место, на которое рассчитывает. Вопрос не в деньгах. Задача образования -  сделать так, чтобы большинство людей ощущали себя востребованными. Нельзя, чтобы получалось так, что учили одному, требуется совсем другое, а не знает, не понимает, как к другому пробиться. «Мы пока не умеем доказывать и показывать, что образование - это здорово, интересно само по себе. Что это удовольствие – получать новые знания».

Министр уверен: «У нас переход от образования на всю жизнь к образованию в течение всей жизни еще не произошел. У нас пока многие считают, что диплом об образовании – это гарантия благополучия. И устройство на заманчивое место – еще не гарантия. Можно оттуда вылететь, потому что ты не соответствуешь».

Может быть потому, что в 90-е годы наше образование серьезно пострадало, мы в России достаточно рано почувствовали, что необходимы перемены. И если правильно будем действовать, можем быть лидерами в перестройке образования, - считает Фурсенко. Так Япония сделала после войны скачок потому, что была вся разрушена. Из руин восстанавливали не то, что было раньше, а создавали новое. И нам надо двигаться вперед, а не возвращаться к тому, что было 20 лет назад. Надо найти и реализовать новый путь.

При этом министр предостерег: образование – инерционный институт. Надо действовать аккуратно. Нельзя ломать.

Про то, как изменится само министерство, (а про его разделение уже давно говорят), министр ответил уклончиво: у идеи объединения были свои доводы, разделение тоже обосновывают, но он сам считает, что разделение нецелесообразно. А про свои собственные перспективы сказал более определенно: «Считаю, что восемь лет на таком посту – это зашкаливает. Я самый непопулярный в кабинете министров, но, думаю, что это уже не недовольство образовательной политикой, а недовольство несменяемостью».

Фурсенко поделился: коллеги после очередного его заявлении о том, что он готов уступить кресло, упрекали его: это мешает работе, разрушает субординацию. (см. «Андрей Фурсенко: Опять не сняли. Облом».) Но министр подчеркнул: «Смена необходима, и не надо бояться замедления развития или обвала в результате смены. Стратегически все равно будет выигрыш».

«Новой» Андрей Фурсенко пообещал рассмотреть вопрос о конфликтных комиссиях для сдачи экзаменов на министерской комиссии по борьбе с коррупцией. Очень хотелось бы, чтобы эта проблема была решена. (См. «Студенты усвоят этот урок»).

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera