Россия поднялась в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства на тридцать два пункта

Политика

Юрий Ревичобозреватель «Новой»

В начале марта 2012 года публикован отчет ООН под названием «E-Government Survey 2012: E-Government for the People» с оценкой готовности госорганов в 193 странах к использованию информационных технологий в предоставлении госуслуг. По сравнению с предыдущим годом Россия в этом рейтинге поднялась на 32 позиции, перескочив с 59-го места на 27-е. В России дела с электронным правительством обстоят лучше, чем в Ирландии, Италии, Греции, Литве и Польше, а соседи по БРИК и вовсе безнадежно отстали, даже снизив свои показатели за год: Бразилия теперь занимает 59 место, Китай – 78 место, а Индия – 125 место.

Упала за год и Украина, ранее обгонявшая Россию, но потерявшая 14 пунктов, и оказавшаяся на 68 месте. Лидером рейтинга, как и прошлом году, оказалась Южная Корея. В пятерку лидеров входят также Нидерланды, Великобритания и Дания и США.

Рейтинг ООН по уровню развития электронного правительства, как следует из документа, рассчитывается по довольно сложным формулам, в которые входят три главных составляющих: масштаб и качество онлайн-услуг, уровень развития информационной инфраструктуры и человеческий капитал. Потому расслабляться и почивать на лаврах не стоило бы: подробное рассмотрение приведенных в документе причин такого успеха России показывает, что подъем обусловлен в большей степени составляющей, относящейся к развитию информационной структуры, а не собственно качеством госуслуг.

В уровень развития информационной инфраструктуры входят такие показатели, как относительное число интернет-пользователей, число постоянных абонентов доступа в Интернет, число пользователей фиксированной и мобильной телефонной связи и т.п. По этому показателю Россия, безусловно, шагнула вперед – например, по моим изысканиям, цены на безлимитный широкополосный доступ в Москве и на Дальнем Востоке, традиционно считавшимся самым дорогим регионом, за последний год существенно сблизились.

Тем не менее, забывать о сохраняющемся цифровом неравенстве между центром и регионами не стоит: так, в Астрахани, где, по данным компании ComNews Research, в 2010 году стоимость безлимитного пакета (2 Мбит/с) по отношению к месячным расходам на душу населения составляла 20,5% (в Москве это соотношение тогда составляло 1,2%), с тех пор стоимость услуг доступа тоже снизилась раза в два-три. Но не надо забывать, что при среднестатистическом уровне доходов населения по Астраханской области, составлявшем по данным Росстата в январе 2012 года 12754,9 рубля, ежемесячная плата за широкополосный интернет в 500-600 рублей определенно не вписывается в понятие «массовый доступ».

Но есть и другие досадные пятна на безупречной картине выдающихся успехов, даже важнее стоимости интернета, который медленнее, чем хотелось бы, но все же становится доступнее. Характерный пример: практически одновременно с появлением отчета ООН стало известно, что Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело по поводу мошенничества при модернизации официального интернет-портала Минобороны компанией «Систематика». Получив в конце 2010 года 36 миллионов рублей, компания до сих пор не выполнила работы по контракту, тогда как недоделанная работа была министерством принята – но, как предполагает собеседник интернет-портала Cnews, «под обещание доделать позже». Зная прекрасно, как у нас делаются такие дела, несложно пойти немного дальше, и предположить, что одним только «обещанием» тут дело не обошлось. Так что можно только представить себе, насколько мы могли бы подняться, если бы отпущенные государством деньги расходовались по назначению. А есть ли надежда, что тут что-то изменится?

 

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera