На Винзаводе состоялась премьера оперы об аутистах: Светлана Сорокина дебютировала в качестве актрисы

Политика

Анна РезвыхНовая газета

17 и 18 марта в проекте «Платформа» Центра Современного Искусства «Винзавод» состоялись показы оперы Сергея Невского AUTLAND для шести солистов и камерного хора в постановке Жени Беркович.

AUTLAND – многочастное светомузыкальное и драматическое интерактивное действие, созданное на основе оперы Сергея Невского, являющегося в этом сезоне одним из кураторов «Платформы».

Музыкальная часть постановки – акапельное многоголосное исполнение оперы. Сама опера была написана в 2009 году для Рурской триеннале, тогда она была представлена в постановке режиссёра Беаты Барон. Московская версия отличается от немецкой: и композитор кое-что изменил, и постановка совершенно иная. Музыкальные партии исполняют нидерландский камерный хор Vocallab и российский коллектив QuestaMusica, дирижер - швейцарец Титус Энгель.

Интерактивность обеспечивают не произносящие ни звука участники проекта, дающие каждому зрителю уникальную возможность почувствовать себя ребенком-аутистом через слуховые, зрительные, тактильные, моторные и обонятельные раздражители. Сначала каждому зрителю дают мягкую игрушку – зайца, как у главного героя, давая понять, сейчас вы – аутист. А на протяжении всего действия вы знакомитесь с миром как растущий ребенок, когда впервые лепите из пластилина, вдыхаете запах апельсиновой корки или кофе, чувствуете разницу холодного и горячего, в первый раз выдуваете мыльные пузыри.

Некоторая чужеродность внешнего мира для такого ребенка оказывается подчёркнутой иностранным языком звукового ряда, который время от времени перемежается детским лепетанием и шумовыми эффектами. Свето-визуальные эффекты передают тонкость эмоционального настроя. 

Драматическая часть действия представлена двумя главными героями: студент Школы-студии МХАТ курса Кирилла Серебренникова Роман Шмаков сыграл мальчика-аутиста Федю, читающего стихи детей-аутистов, а Светлана Сорокина достоверно и убедительно исполнила роль успешного психолога, матери, которая не может найти контакт со своим сыном.

Время от времени Светлана Сорокина появляется на экране, выступая в роли психолога-консультанта, и дает советы о взаимоотношениях обычного человека с обществом и другими людьми, а в финале выходит и рассказывает историю про себя, мальчика Федю и зайца, которая никого не может оставить равнодушным.

Действие распределено по всей площади сценического пространства. Артисты и зрители перемешаны. Дирижер по ходу действия поворачивается поочередно по всем 4 сторонам света и главные герои перемещаются вместе с ним.

Если в начале драматическая, музыкальная, световая и интерактивная части кажутся раздробленными, то в финале все это сливается в единую картину, в центре которой мать и сын, ставшие немного ближе друг к другу, окруженные десятками плюшевых зайцев, хранящих тепло рук зрителей.

В постановке затрагивается проблема нетолерантности и неосведомленности нашего общества в проблеме аутизма. Эти дети – просто другие. Им никто не нужен, и их никто не понимает, к ним нужен особенный подход.

Авторы постановки добиваются своего: есть повод задуматься, все ли с вами в порядке, если в результате вы не почувствовали себя чуть-чуть другим. Рассказанная история если не изменит вас, то, по крайней мере, глубоко тронет.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera