Муниципальные депутаты Москвы и Санкт-Петербурга требуют расширения своих полномочий

Политика

Иван Жилинсобкор в Крыму

Об этом «Новой газете» рассказала депутат муниципального собрания Пресненского района столицы Елена Ткач.

По ее словам, муниципальные депутаты городов федерального значения имеют меньше полномочий, чем депутаты муниципальных образований других городов. Речь идет о ст. 79 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которой для Москвы и Санкт-Петербурга вводится особый порядок осуществления внутригородской политики - здесь решения по любым инициативам прнимаются органами городской власти, а муниципальные депутаты имеют лишь право вносить предложения по тем или иным вопросам.

— Мы предлагаем Конституционному суду отменить 79-ю статью, чтобы уровнять в правах муниципальных депутатов всей России, — объяснила Елана Ткач. — Практика показывает, что городские власти мало заботятся о благополучии граждан - это проявляется и в точечной застройке, и в вездесущей рекламе, и в вырубке лесов и парковых зон. Мы хотим взять эти вопросы под свой контроль, а отвественность гарантируется даже не нами, а тем, что мы живем в соседних квартирах с рядовыми гражданами, нам им в глаза смотреть надо будет...

Депутат так же отметила абсурдность ситуации , сложившейся с местным самоуправлением в «Большой Москве».

— Нам известно, что на территориях Троицкого и Щербинского районов, которые войдут в состав «Большой Москвы», будет сохранена прежняя система местного самуоправления - решать местные вопросы будут мунициапльные депутаты. Если же муниципальным депутатам в старой Москве оставить ограниченные возможности, то получится неравенство даже в пределах одног города. К слову, нам известно, что опыт реализации проекта «Большая Москва»может быть применен и в Петербурге, в состав территории которого могут войти Всеволожский и Гатчинский муниципальные районы. То есть неравенство будет сразу в двух городах, причем на уровне самих же городов. Словом, это недопустимо...

По словам Елены Ткач, под заявлением в Конституционный суд собрано уже более 500 подписей. Кроме Конституционного суда муниципалы планируют обратиться в Государственную и Московскую городскую думы.

— Все эти органы власти могут внести необходимые нам изменения, — объяснила она. — И если кто-то откажется, то есть надежда на другой орган...

Иван Стариков, член политсовета движения "Солидарность":

— Я думаю, суд пойдет на отмену этой статьи. Еще год назад я бы сказал, что идея безнадежна, но сейчас шансы есть. Почему? Во-первых, как-никак в стране зашевелилась жизнь — это я о зимних и весенних митингах. Власть, думаю, пойдет на уступки гражданам, желающим отстоять свои права - отказ чреват эскалацией конфликта. Вторая же причина очевидна — не может на территории одного города быть муниципальных депутатов с разными полномочиями. Более того, принятие закона о выборах губернаторов, где есть пункт о муниципальном фильтре, увеличивает значимость муниципальных депутатов - теперь это  реальная политическая сила и запросто отпихнуться от нее не получится. К слову, завтра в госдуме будут проведены слушания, где мы планируем поднять этот вопрос - депутаты Госдумы, как и КС, обладают правом законодательной инициативы, поэтому мы предложим им рассмотреть наши предложения. Если 79-ю статью отменят, то уже через год мы сможем провести московский референдум, на повестке будут стоять все возможные вопросы, касающиеся жизни столицы.

текст обращения

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации и отмечал, что этим положениям российской Конституции корреспондируют положения Европейской хартии местного самоуправления, которая также рассматривает местное самоуправление в качестве одной из основ любого демократического строя.

Согласно Европейской хартии, право граждан участвовать в управлении публичными делами наиболее непосредственным образом может быть осуществлено именно на местном уровне; существование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправления обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление; под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения; осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее приближенные к гражданам.

С нашей точки зрения, в городах Москве и Санкт-Петербурге местное самоуправление поставлено в организационно-правовые условия, в которых граждане и  выборные органы местного самоуправления не имеют реальных прав и возможностей по самостоятельному и под свою ответственность решению вопросов местного значения.

В Москве в результате расширения границ к сегодняшнему дню сложилась парадоксальная ситуация: граждане, проживающие на территории одного субъекта Российской Федерации, имеют принципиально разный объем прав в сфере местного самоуправления.

В городских округах Троицке и Щербинке, вошедших в состав Москвы в результате расширения границ, основные вопросы организации жизнедеятельности горожан отнесены к компетенции городского сообщества и органов местного самоуправления, избираемых гражданами.

Вот наиболее значимые из них:

  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
  • обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
  • организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам (…) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
  • организация благоустройства и озеленения территории города, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города;
  • утверждение генеральных планов города, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города;
  • выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе";
  • присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
  • создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории города;
  • осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

Во внутригородских муниципальных образованиях «старой» Москвы эти вопросы отнесены к компетенции органов государственной власти города Москвы– мэра и Правительства Москвы, окружных префектур и районных управ, руководители которых назначаются мэром Москвы, а также к компетенции Московской городской Думы.

Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований «старой» Москвы по данным вопросам не вправе самостоятельно принимать решения, они могут вносить предложения в органы государственной власти города Москвы, которые подлежат обязательному рассмотрению, но носят исключительно рекомендательный характер.

В настоящее время в средствах массовой информации появились сообщения о том, что опыт реализации проекта «Большая Москва» будет распространен и на Санкт-Петербург, в состав территории которого могут быть включены Всеволожский и Гатчинский муниципальные районы Ленинградской области.

Нарушение конституционного права граждан, проживающих в городах федерального значения, на полноценное осуществление местного самоуправления стало возможным в силу статьи 79 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которой:

  • местное самоуправление в городах федерального значения осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях;
  • перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами городов Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства;
  • предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

 

В целях исправления данной ситуации и защиты конституционного права граждан на местное самоуправление мы предлагаем Конституционному Суду Российской Федерации воспользоваться правом законодательной инициативы, которым Конституционный Суд Российской Федерации наделен в силу пункта 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации, и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об исключении из Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статьи 79 «Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге».

Таким образом будет положено начало процессу создания необходимых организационно-правовых  условий для развития в городах Москве и Санкт-Петербурге полноценного городского самоуправления, наделенного реальными полномочиями по решению вопросов местного значения. 

 

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera