Юбилейный 65–ый Каннский кинофестиваль для России оказался вполне успешным

Политика

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

Каннский фестиваль вновь продемонстрировал класс первого и наиважнейшего киносмотра мира

Конечно, строго говоря, фильм Сергея Лозницы, награжденный престижной премией ФИПРЕССИ  лишь отчасти российский, в его создании принимали участие Германия, Белоруссия, Латвия, Голландия. У него зарубежные дистрибьюторы. Да и сам режиссер давно живет в Германии. К тому же, на Лозницу  в нашем киноосообществе многие смотрят искоса: востребованной сегодня оптимистической урапатриотики он не снимает. Напротив, его взгляд на историю и современность отличает жесткая бескомпромиссность. Лозница не делает общепринятых уступок сталинизму, принесшему миру невосполнимые потери. Он и современнику задает неудобные вопросы о моральных ценностях, о выборе, измене себе – как общеустановленной линии поведения.  Любопытно заметить, что наиболее успешными российскими работами оказываются те, которые на родине, сталкиваются с противодействием. Таисия Игуменцева со своей дипломной картиной «Дорогой на…» с трудом прорывалась сквозь кордон строгой экзаменационной вгиковской комиссии. Лозница с трудом получил финансовую поддержку. У нас зеленый свет и большие деньги выдают госзаказным, заточенным идеологическим топориком работам.  

Канны под номером 65 продемонстрировали витальность и непредсказуемость увенчанных славой киномастеров и самого кинематографа.

Ловцы молний, мечтатели о прошлом, драйверы, направляющие машину мирового кино в туманное будущее. И не важно, что жюри под руководством Нанни Моретти    проигнорировало фильм «Святые моторы» Лео Каракса. Фильм – карнавал, авангардное психоделическое ревю,  виражи непредсказуемой фантазии, по которым и кружит белый кадиллак Оскара, в исполнении  вечного Альтер-эго режиссера  Дэни Лаван («Дурная кровь», «Любовники с Нового моста») Авангардная психоделика – вариация на тему фильмов позднего Феллини, раннего Бунюэля, своих фильмов разных лет. Кино, которое будут  пересматривать синефилы, которым мнение отдельно взятого жюри  безразлично.

Вручая приз за режиссуру,  актер и режиссер Тим  Рот признался, что у него свои кумиры: Брессон, Трюффо, Гаврас, Лоуч,  Ошима, Альмадовар. Потом, сделав, эффектную паузу повернулся лицом к председателю жюри, и завершил «список славы»: «Нанни Моретти».

Надо сказать, режиссеры, достигшие и давно перешагнувшие пики карьеры, на каннском экране  вновь сотрясают устои. Своей радикальностью (которая не всегда сестра таланта) их картины фраппируют даже профессиональную аудиторию. В одной из сцен

фильма «После мрака свет» Карлоса Рейгадоса,   решая вырваться из очередного жизненного тупика,  герой под апокалипсически сумрачным небом хватается за волосы и срывает голову с плеч, как говорится, долой. Голова катится под проливным ливнем, окрашивая воду в лужах в алый цвет. И листья деревьев, которым грозит гибельная вырубка, тоже краснеют от отчаяния. Рейгадас сочинил, может и не самый удачный, сильно путанный, но вне всякого сомнения лабораторный фильм. Он выстроил на экране лабиринт из сновидений, из которых безуспешно пытаются выбраться герои. Журналисты, когда фильм вручали Рейгадасу награду за лучшую режиссуру громко «букали», фильм получил крайне низкие оценки  международной критики.  

Не мог пылкий итальянец председатель жюри Нанни Моррети не воспользоваться своим положением, и к изумлению многих не отметить фильм своего соотечественника Маттео Гарроне одним из важнейших призов за его далеко не лучшую картину «Реалити» (Гран-при)

При этом Моретти предсказуемо отметил откровенно зрительскую картину Кена Лоуча, сделанную тонко, блестяще. По сути, «Часть ангелов» (Приз жюри) чистой красоты пример мейнстрима, артистически выполненная работа, адресованная самой широкой аудитории, что нисколько не отменяет качества кино. В этой авантюрной комедии классик остросоциального кино  не изменил своим предпочтениям, его картина балансирует между развлечением и социальной драмой.  

Румынский фильм Кристиана Мунджиу «По ту сторону холмов» удостоен двух наград: приза за сценарий и приза за лучшую женскую роль.  По словам Мунджиу, его кино, основанное на реальных событиях, рассказывает  о людях страдающих, и он бы очень хотел, чтобы будущее у этих людей было лучше. Заметим, что среди претенденток на лучшую женскую роль  конкуренция была сильнейшей.  Жюри проигнорировало мастерские работы актрис старшего поколения, предпочтя юных дебютанток Космину Стратан и Кристину Флутур, сыгравших подруг, угнетенных предрассудками в стенах провинциального монастыря.        

 Макс Миккельсен в отличном фильме Томаса Виттенберга «Охота» под жаркие горячие аплодисменты публики получил награду за лучшую мужскую роль. Среди его конкурентов был Жан Луи  Трентиньян с выдающейся работой в трагедии Михаэля Ханеке «Любовь», маэстро гротеска эпатажный Дэнис Лавант («Души моторов») и мотающий срок в тюрьме сверхэмоциаонльный Аньелло Арена («Реалити»).  

А Золотая пальмовая ветвь отдана современному классику, снявшему фильм «Любовь» о жизни, вступающей в заведомо проигранную схватку со смертью. Фильм,  у которого не будет срока давности. Любить по Ханеке, это когда не хочешь и не веришь в умирание человека, ставшего твоим вторым я.  Возлюбить ближнего – значит, мыть голову немощной жене. Читать ей вслух газеты. Делать с ней гимнастику. Учить ходить. И еще…не вынести унижения со стороны разъедающей тело и душу болезни.

На торжественной церемонии Закрытия фестиваля вспоминали Феллини и посылали ему привет, говорили о том, что Каннский фестиваль вновь продемонстрировал класс первого и наиважнейшего киносмотра мира. И еще думали вслух о том, как же нам всем дальше жить вместе.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera