В Москве заработала постоянная выставочная площадка тактильного восприятия — «Галерея скульптур» для слабовидящих людей

Политика

В последние годы в России получили реализацию множество проектов, помогающих адаптировать историю культуры, живописи и скульптуры для незрячих людей: «Стихи на ощупь» в музее Ахматовой,  выставки музее «Огней Москвы» и Историческом музее, «Прошлое на кончиках пальцев» в Эрмитаже, небольшие выставки в почти всех крупных городах – от Белгорода до Владивостока. Однако только недавно в Москве заработала постоянная специальная выставочная площадка тактильного восприятия -  в Третьяковской галерее на Крымском валу, дом 10 открылась для посещения «галерея скульптур» «Заметки на полях» в рамках экспозиции  «Язык скульптуры по Брайлю» для незрячих и слабовидящих людей.

Выставка стала победителем конкурса благотворительного фонда Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «социально-ориентированные музейные проекты» и получила грантовую поддержку, которая позволила музею создать особые условия для непривычного метода взаимодействия с предметами искусства – их тактильного восприятия.

Скульптор Александр Смирнов-Панфилов предоставил для выставки 25 работ из бронзы, камня и дерева. Все скульптуры разделены на пять символических разделов: «Ван Гог, Лотрек, Шагал», «Бронзовый век», «Читая Библию», «История о царевиче Дмитрии» и «Испанский барокко» и призваны стать своеобразным «введением в историю искусства» для людей с ограниченными возможностями. Скульптурные портреты художников с их характерными особенностями позволят узнать о них  чуть больше и превратить в сознании незрячих людей имена Ван Гога и Шагала из абстракции в конкретный образ. Каждый экспонат выставки снабжен комментарием по Брайлю, а само скульптурное произведение установлено на низкий устойчивый подиум, что упрощает процесс «осязательного познания».

«Заметки на полях» — попытка перешагнуть знакомый каждому привычный запрет  «не трогать экспонаты руками», попытка возродить любовь к скульптурному творчеству, требующему как и от создателя так и от «зрителя» тактильного контакта.  Пока подобные запреты существуют невозможно до конца любить и «понимать» скульптуры, ведь нельзя  почувствовать ни их форм, ни их рельефа, ни идеи автора в полной мере  – на востоке скульптура и вовсе считается незаконченной, пока ее не коснется несколько человек.

Именно поэтому здесь «касаться» просто необходимо, ведь  экспозиция «Язык скульптуры по Брайлю» — это не только об искусстве для людей с ограниченными возможностями и не только платформа для осуществления общения мира зрячих с миром незрячих (и наоборот), это еще и о поиске новых форм восприятия для совершенно любого человека,  шанс преодолеть границу и начать говорить на новом языке образа, подвластного всем чувствам сразу, а не какому-то из пяти в отдельности.

Ксения ВИТЮК

 

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera