Психологи считают, что экспертиза по делу Pussy Riot дискредитирует их профессию. Открытое письмо (ПОДПИСИ)

Политика

Психолого-лингвистическая экспертиза по делу панк-группы Pussy Riot, стала одним из центральных моментов процесса. Именно ссылками на текст экспертизы государственный обвинитель обосновывает виновность подсудимых в совершении деяний, предусмотренных соответствующими статьями УК РФ, именно на выводах экспертов он базируется в полемике с подсудимыми и их защитниками.

Поскольку экспертиза имеет принципиальное значение для выводов о виновности или невиновности подсудимых, мы, профессиональные психологи, хотим высказать свое мнение о ее качестве.

Экспертиза названа психолого-лингвистической, среди экспертов - доктор психологических наук В.В. Абраменкова, причем, именно она, судя по преамбуле (с. 3), является основным автором – она сыграла ключевую роль при подготовке ответов по первым двум вопросам и была единственным экспертом, который готовил ответ на третий (последний) вопрос. Однако, несмотря на заявленные цели экспертизы и профессиональную принадлежность одного из экспертов, текст экспертизы не содержит элементов психологического анализа. 

1. О мотивации и направленности действий невозможно сделать каких-либо определенных выводов без анализа социального контекста и предшествующей деятельности панк-группы, а этого сделано не было. Ограничение психологического анализа трехминутной записью дает равновероятные возможности для альтернативных предположений о мотивах и направленности.

2. «Совмещение сакрального и профанно-низменного» может преследовать прямо противоположные цели – как глумление, так и требование прекратить творящееся глумление. Опять необходим анализ контекста, и опять он отсутствует.

3. Оценка движений как «развратных», «агрессивных» и т.д. не может основываться только на  субъективном мнении эксперта. Способы оценки элементов невербальной коммуникации в психологии есть, но они не применялись.

4. Утверждение, что фраза «Богородица, Путина прогони» не является органической частью текста и вставлена туда для того, чтобы придать делу политическую окраску, требует анализа содержания песни. В экспертизе заявлено, что применялся контент-анализ, но описание его результатов не представлено, да и контент-анализ одного-единственного короткого текста не может дать определенных результатов.

5. Не представлены (или вообще отсутствуют) результаты психосемантического анализа, который также заявлен, как один из методов психологической экспертизы.

В целом текст носит сугубо бытовой характер с некоторым количеством ссылок на древние церковные уложения и словари и ни психологической, ни психолого-лингвистической экспертизой считаться не может.  И это при том, что аппарат современной психологической науки дает определенные возможности для профессионального ответа на поставленные перед экспертами вопросы. Например, можно было бы провести эмпирический психосемантический анализ и, не ограничиваясь голословными утверждениями, определить место используемых панк-группой терминов в семантическом поле. Можно было бы анализировать текст в контексте других сходных по содержанию и стилистике текстов, рассматривая реакции на них людей, близких по социально-демографическим характеристикам и конфессиональной принадлежности к группе потерпевших. Можно было бы провести глубинные интервью, релевантные социально-психологические эксперименты и многое другое. Авторы экспертизы не сделали ничего!

Мы вынуждены констатировать, что упоминание психологии в названии экспертизы совершенно безосновательно и дискредитирует нашу профессию.

 

Егорова М.С.,  доктор психологических наук

Андреева Г.М., доктор психологических наук

Сергиенко Е.А.,  доктор психологических наук

Стефаненко Т.Г.,  доктор психологических наук

Подольский А.И., доктор психологических наук

Аллахвердов В.М.,  доктор психологических наук

Юркевич В.С., кандидат психологических наук

Жамкочьян М.С., психолог

Магун В.С., кандидат психологических наук

Зеличенко А.И., психолог, кандидат физико-математических наук

Знаков В.В., доктор психологических наук

Ледовая Я.А., психолог

Четвериков А.А., психолог

Леонтьева А.А., психолог

Владимиров И.Ю., кандидат психологических наук

Леонтьев Д.А., доктор психологических наук

Попова О.С., психолог

Едренкин И.В., кандидат психологических наук

Тукачев Ю.А., психолог

Савин Е.Ю., кандидат психологических наук

Чупров Л.Ф. кандидат психологических наук

Поддъяков А.Н., доктор психологических наук

Алехина Е.В., кандидат психологических наук

Каган В.Е., доктор медицинских наук (медицинская психология и психиатрия)

Хломов К.Д., кандидат психологических наук

Корнеев А.А., кандидат психологических наук

Базаров Т.Ю., доктор психологических наук

Улановский А.М., кандидат психологических наук

Осин Е.Н., кандидат психологических наук

Щербатых Ю.В., доктор биологических наук (физиология и психофизиология)

Чалей Л.Л., психолог

Крюкова Т.Л., доктор психологических наук

Марцинковская Т.Д., доктор психологических наук

Улыбина Е.В., доктор психологических наук

Юдина Е.Г., кандидат психологических наук

Белорусец А.С., психолог 

Воронин И.А., психолог

Ярошевская С.В., психолог

Цукерман Г.А., доктор психологических наук

Шаболтас А.В., декан факультета психологии СПбГУ

Кузьминых Л.Н., психолог

Кувалдина М.Б., кандидат психологических наук

Линева Л.Н., психолог

Кудрявицкий А.Р., клинический психолог

Бамбуров К.А., клинический психолог

Зеличенко Е.А., психолог

Сударикова М.А., психолог

Едемская Е.П., психолог

Солдаткина Г.С., кандидат психологических наук

 

Свои подписи можно оставить тут или в комментариях

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera