Правозащитники попросили Минюст разъяснить, какие НКО будут считаться иностранными агентами

Политика

Является ли обращение в Общественную палату или обжалование в суде незаконного предупреждения Минюста действиями, совершаемыми «в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики»? Образуют ли, согласно новому законодательству, проведение НКО пресс-конференций, предоставление комментариев СМИ и распространение пресс-релизов деятельность, «направленную на формирование общественного мнения»? Сегодня юристы Межрегиональной правозащитной Ассоциации «Агора» обратились к министру юстиции России Александру Коновалову с просьбой объяснить упоминающиеся в так называемом законе об НКО - иностранных агентах термины «политическая акция», «формирование общественного мнения», «в интересах иностранных источников». Соответствующее обращение из 8 конкретных вопросов направлено в Министерство юстиции России. Ответ ожидается в течение месяца.

Изменения в законодательство, возлагающие дополнительные обязанности на российские НКО, получающие иностранное финансирование, вступают в силу в ноябре 2012 года.

- Однако исполнять и соблюдать это законодательство представляется затруднительным, так как оно содержит формулировки, которые неясны, - отмечают в обращении министру Александру Коновалову юристы. - В субъектах РФ территориальные органы могут по-разному применять и толковать этот закон, что приведет к возникновению и обострению конфликтных отношений с НКО.

Правозащитники отмечают, что нормы права должны толковаться и применяться единообразно, поэтому просят Минюст разъяснить спорные положения.

В новом федеральном законе под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская НКО, «которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ» (абзац 1 пункта 6 статьи 2 Федерального Закона РФ «Об НКО»). Юристы спрашивают министра юстиции, что означает термин «в интересах» и применимы ли в данном случае положения Гражданского кодекса, где регламентируется «действие в чьем-либо интересе».

Юристы уточняют, если НКО получает иностранное финансирование, но не действует в интересах иностранных источников, обязана ли она подавать заявление о включении в реестр НКО - иностранных агентов и, если да, то по каким основаниям?

В законе говорится, что НКО признается участвующей в политической деятельности, если она «участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций» (абзац 2 пункта 6 статьи 2 ФЗ РФ «Об НКО»). Юристы интересуются, что означает термин «политическая акция». Это публичные мероприятия всех форм или что-то иное? Какие нормативные акты раскрывают термин «политическая акция» и (или) перечисляют его обязательные признаки?

Правозащитники Ассоциации Агора спрашивают, является ли акцией «в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики», например, участие с заседаниях Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, на которых вырабатываются предложения для государственных органов.

В законе отмечается, что НКО признается участвующей в политической деятельности, если она участвует в формировании общественного мнения (абзац 2 пункта 6 статьи 2 ФЗ РФ «Об НКО»). Юристы спрашивают Александра Коновалова, что означает «формирование общественного мнения», в каких нормативных актах дается определение этому словосочетанию и по каким признакам определять деятельность, «направленную на формирование общественного мнения».

Правозащитники обращают внимание, что федеральный закон предусматривает возможность только включения в реестр НКО, являющихся иностранными агентами. А будет ли Минюст РФ исключать из этого реестра, если отпадут первоначальные основания? Например, если организация перестанет получать иностранное финансирование. Если да, то каким нормативным актом предусмотрена процедура исключения из реестра?

Также юристов интересует, когда будут утверждены формы заявления о включении в реестр, отчеты и сроки представления указанных документов, сроки рассмотрения этих документов. Правозащитники напоминают, что Министерство юстиции обязано принять соответствующий административный регламент с четкой и детально прописанной процедурой оказания этой услуги (в соответствии с ФЗ РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). В заключении своего обращения юристы спрашивают министра юстиции Александра Коновалова, когда будет принят этот административный регламент, планируется ли Минюстом общественное обсуждение его проекта, в том числе в рамках законодательства о противодействии коррупции.

Ознакомиться с текстом обращения можно на нашем сайте здесь.

Отдел информации Межрегиональной правозащитной Ассоциации «Агора»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera