Саратов. Специалисты опасаются обрушения моста через Волгу

Политика

Надежда АндрееваСоб. корр. по Саратовской, Волгоградской и Астраханской обл.

Поволжское отделение Российской академии транспорта выступило с открытым письмом о необходимости срочного ремонта саратовского моста через Волгу. По мнению специалистов, «состояние моста Саратов-Энгельс без принятия неотложных мер грозит обрушением»: за 47 лет здесь ни разу не было капитального ремонта. С середины 1990-х годов строители регулярно обращаются к чиновникам с просьбой выделить средства, но, как сказано в письме, «дальше разговоров дело не идет».

Мост в Саратове строился в 1958-1965 годах и на тот момент считался самым длинным в Европе (более 2,8 километра). Сейчас специалисты называют его одним из самых запущенных в России. «Надзора за состоянием сооружения и надлежащего содержания все 47 лет эксплуатации не было. Работы сводились к уборке мусора и мелкому ремонту»,--считает саратовец Николай Вавилов (в годы строительства моста он работал заместителем главного инженера мостоотряда №8, который занимался возведением сооружения). Саратовский мост сделан из железобетона, в котором замурованы натянутые металлические тросы. На них, как на бельевой веревке, держатся главные пролеты—эффектный «горб» с решетчатыми фермами, который часто изображают на сувенирах для туристов (на самом деле, эту часть моста приподняли с практической целью, чтобы под ним могли проходить речные суда).

Первые трещины на опорах стали заметны в 1990 году, тогда их стянули хомутами. В 1996 -м оценить состояние саратовского моста пригласили специалистов российского института «Гипротрансмост» (который был проектировщиком сооружения), московского автомобильно-дорожного института, Ассоциации мостостроителей, столичного треста «Гормост» и других. Участники совещания заключили, что конструкция достигла «критического возраста, после которого дефекты развиваются в геометрической прогрессии», и признали «возможность обрыва тросовой арматуры». Эксперты рекомендовали провести ремонт в течение ближайших пяти лет.

Оказалось, что мост никому не принадлежит. Мэрия Саратова уверяла, что город только эксплуатирует сооружение, но не считается владельцем. Областное правительство утверждало, что мост является федеральным имуществом еще по постановлению Верховного совета. В реестре федеральной собственности объект не значился. В 2002 году сооружение передали в собственность области, которая не смогла найти 650 миллионов рублей на ремонт.

Мост продолжал разрушаться: крошились перила, падали опоры троллейбусных проводов. В 2008-м конструкцию обследовал саратовский институт «Проектмостореконструкция». Выяснилось, что натяжение тросов ослабло на 20-25 процентов, на десять процентов они поражены коррозией. Эксперты посчитали, что мост продержится не больше 20-25 лет, но финал может наступить и раньше: при значительной нагрузке, если будут заполнены все три полосы автомобильного движения и оба тротуара, возможна «потеря устойчивости». Институт оценил реконструкцию в 726 миллионов рублей (в докризисных ценах). Область смогла выделить гораздо меньшую сумму, которой хватило на частичную замену перил, фонарей и т.д.

«В 1960-е годы, когда строился саратовский мост, партия считала, что железобетон—вечный материал. Иных точек зрения не допускалось, специалистов, которые ставили вопрос о коррозии бетона, чуть ли не лишали ученых степеней. Следовательно, не существовало понятия «проект эксплуатации моста», в котором были бы предусмотрены возможности для диагностики и ремонта. Нормы, на которые сегодня опираются чиновники, родом из 1960-х: риски, связанные с коррозией, в этих документах почти не учтены»,--говорит заместитель председателя поволжского филиала Российской академии транспорта, доктор технических наук Игорь Овчинников. По его мнению, мост страдает от агрессивной среды: через трещины вода просачивается к тросам, свитым из стальной проволоки, они ржавеют и могут лопнуть, как натянутая тетива.

По словам Овчинникова, регулярного мониторинга за состоянием конструкции не ведется. За мостом присматривают добровольцы —пенсионеры, когда-то участвовавшие в строительстве. «Через мои руки, голову и нервы прошли все эти пролеты от одной набережной до другой. Душа болит, вот в чем дело»,--объясняет участник строительства Николай Вавилов. 85-летний пенсионер «партизанскими тропами» пробирается в технический коридор моста, из которого можно провести осмотр, а затем пишет очередное обращение к властям. «Благодарим вас за живой интерес», — отвечают инстанции.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera