Омск. Комиссия, расследующая причины трагедии на Иртыше, пришла к выводу, что ее можно было избежать

Политика

Георгий Бородянскийсобкор по Омской, Томской и Тюменской обл.

Комиссия по расследованию причин крушения теплохода на Иртыше в составе представителей Ространснадзора и Министерства транспорта РФ пришла к выводу, что «катастрофы можно было избежать». Как минимум, три раза. Первый – два с половиной месяца назад, не принимая на работу в Омский речпорт капитана, до этого, как выяснилось, увольнявшегося из разных мест за пьянство 11 раз. Второй – уволив его после неоднократного появления на службе в состоянии алкогольного опьянения, третий – не допустив  в день трагедии, 17 августа, когда он выходил в рейс в явно нетрезвом виде, к управлению теплоходом.

Напомним, медосвидетельствование выявило в крови капитана 1 промилле алкоголя. Доподлинно неизвестно, когда оно было проведено, но сообщение о его результатах появилось на сайте УМВД России по Омской области около 11 часов вечера, тогда как авария случилась около 2 часов дня. По мнению специалистов, за такое время тяжелая степень опьянения могла перейти в легкую. Сам Юрий Ратько признался, что накануне рейса выпил 300 грамм водки, а очевидцы столкновения рассказали «КП в Омске», что от него «за километр несло спиртным».

И объяснить чем-то иным маневры судна при сухой и ясной погоде довольно трудно. Председатель комиссии начальник Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора Владимир Васильев сказал «Коммерческим вестям», что еще до столкновения с баржей, встретив другой состав, капитан договорился с его водителем по рации расходиться левыми бортами, однако обошел его правым, «изначально нарушив правила плавания». Затем на расстоянии около километра увидев сухогруз, тоже договорился правильно, но, видимо, отвлекся, и спохватился только метрах в 50-ти от него, когда «Полесье» шло прямиком на баржу на максимально возможной скорости (65 км. в час). «Затормозить он не успевал, и попытался резко повернуть. Для этого надо было сначала сбросить обороты, потом снова прибавить их — тогда, возможно, удалось бы и проскочить, но, как потом оказалось, рукоятка оборотов была на максимуме».

Затороможенная реакция судоводителя стоила жизни шести пассажирам и здоровья десяткам.  Всего пострадало 53 человека из 56-ти находившихся на борту, 14 было доставлено в тяжелом состоянии в реанимацию (двое скончались в ней).

Экипаж баржи реагировал гораздо быстрей, что, говорит Владимир Васильев, спасло жизни многих людей. «Возможно, всего лишь какой-то метр их уберег. Если бы в последний момент сухогруз не вывернул вправо, жертв могло быть намного больше». Также по счастью после удара судно зацепилось за его край. Капитан и механик баржи быстро привязали к «Полесью» все тросы», что удержало его на плаву, бросили всем, кто выпал из теплохода, спасательные круги и жилеты. Благодаря всему этому, сказал на пресс-конференции начальник омского ГУ МЧС Владимир Корбут, удалось избежать более страшных последствий.

Хотя судить о них окончательно еще рано. Через 11 дней после аварии об очередном ее страшном последствии сообщил «Бизнес-курс»: одной из пассажирок «Полесья», получившей тяжелые увечья, врачи были вынуждены ампутировать руку. Эта женщина ждет ребенка. Всего на сегодняшний день остаются в больницах 29 пострадавших, в том числе четверо детей.

28 августа на совещании в Омском облправительстве трагедию на Иртыше обсудили представители 15-ти речных бассейнов страны. Замминистра транспорта РФ Виктор Олерский доложил им о записях в трудовой книжке капитана Ратько: 11 увольнений за 20 лет. В одном случае – за прогулы, в остальных – «по собственному желанию», хотя на самом деле, как выяснилось, причиной было злоупотребление спиртным. Следствие разбирается, почему речные компании ее подменяли: ведь если бы они в приказах писали правду, Ратько скорее всего не приняли бы в речной порт на работу на работу и, может статься, трагедии бы не произошло. Ее бы не случилось и если бы руководство порта рассталось с ним, не вынося, как сказал Олерский, «последнего китайского предупреждения» (имело место такое выражение во времена холодной войны между Китаем и СССР). По его сведениям, оно было сделано Ратько гендиректором Василием Даниловым накануне аварии. А в день ее он не проходил медосмотр. По объяснению администрации ОРП медика не оказалось на месте из-за того, что рейс был перенесен с 9 утра на час дня.

Из совокупности этих фактов напрашивается заключение, что рано или поздно трагедия на Иртыше все равно бы произошла, и лишь по счастливому стечению обстоятельств она не случилась раньше.

ЧП в Омске побудило минтранс «к началу следующей навигации провести переаттестацию всех сотрудников, задействованных в речных и морских судоходствах».

Также министерство, владеющее 25 процентами акций Омского речного порта. намерено поставить на его совете директоров вопрос о снятии гендиректора Данилова с занимаемой должности.

Тем временем Западно-Сибирским следственным управление на транспорте СК РФ проводит расследование по факту «халатности должностных лиц, вследствие которой произошло столкновение». Как заявил журналистам старший помощник руководителя СУ Антон Чернышов, «круг обвиняемых может быть довольно широк» — проверяться будут не только врачи, но и все лица, принимающие управленческие решения.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera