Саратов. В честь авиационного завода, обанкроченного год назад, установят памятник

Политика

Надежда АндрееваСоб. корр. по Саратовской, Волгоградской и Астраханской обл.

В Саратове планируется установить памятную стелу в честь знаменитого авиационного завода, выпускавшего Як-40 и Як-42. Год назад здесь завершилась процедура банкротства и предприятие было вычеркнуто из реестра юридических лиц. На мемориальной плите укажут основные даты из истории САЗа, рядом поставят пластиковый макет завода.

Авиазавод считался одним из крупнейших предприятий Саратова, некогда здесь работали около 30 тысяч человек, в его ведении находились жилой поселок, детские сады, летние лагеря, профессионально-техническое училище, поликлиника, стационар (медсанчасть), стадион, санаторий и другие социальные объекты. Завод был открыт в начале 1930-х годов, сначала здесь делали комбайны. Ближе к войне производство переориентировали на выпуск самолетов, в основном, это были истребители Як-1 и Як-3. В 1960-е годы здесь началось производство пассажирских воздушных судов Як-40 и Як-42. В начале 1990-х на заводе собрали «летающую тарелку»--безаэродромный летательный аппарат с дисковидным фюзеляжем, об удивительной машине много раз рассказывала пресса, но из-за отсутствия инвесторов запустить серийное производство не удалось (сейчас «тарелка» находится в подмосковном Военно-техническом музее).

Агония гиганта растянулась почти на двадцать лет и была жуткой. В 1990-е предприятие пыталось перейти на ширпотреб: здесь делали чайники, моторные лодки, подметальные машины, но без особого успеха. Из-за задержки зарплат в 1995 году рабочие перекрыли улицу, провели на центральной площади города митинг под лаконичным лозунгом «Мы гибнем», пикеты у заводоуправления продолжались до 1998 года. За долги предприятию отключили газ, из-за чего разрушилась система отопления. Рабочие натягивали над станками полиэтиленовые палатки и обогревались самодельными «козлами». Не действовали даже туалеты — замерзли канализационные трубы.

Экономические проблемы САЗа усугублялись конфликтом между руководством предприятия и региональными чиновниками. Губернатор Дмитрий Аяцков дважды заявлял о намерении «деприватизировать» завод.

В 2005 году по иску «дочки» «Газпрома» началась процедура банкротства. К этому времени здесь оставалось около 2 тысяч рабочих, которые еще пытались строить новые суда, занимались техобслуживанием и ремонтом старых, находящихся в эксплуатации.

В 2007-м по заявлению внешнего управляющего было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего генерального директора по факту растраты и злоупотребления полномочиями. Прокуратура заподозрила, что экс-руководитель распродавал землю и недвижимость, принадлежавшие предприятию, по заниженной цене. Чем закончилось расследование, не сообщалось.

В конце 2000-х на территории предприятия начались странные пожары, освободившиеся участки распродали под жилую застройку. В одном из корпусов проводились дискотеки, бомбоубежище пытались переоборудовать в подземный паркинг. Недостроенные самолеты (в том числе, доведенные до 80-процентной готовности) порезали на металлолом.

Одному из судов — истребителю Як-38 (это первый советский серийный самолет вертикального взлета) повезло: его забрали военные для музея Энгельсской авиабазы. Саратовскому техническому университету передали экспонаты заводского музея, считавшегося одним из самых крупных и интересных в своем роде (это 2,5 тысячи единиц хранения — макеты и документы по истории отечественной авиации). Наиболее ценную часть коллекции подарили областному краеведческому музею. С главной реликвией — знаменем завода, украшенном орденскими лентами,--произошла почти криминальная история: как рассказывали ветераны САЗа, «сувенир» понравился одному из антикризисных менеджеров, который украсил знаменем разрушенного предприятия свой кабинет. Выручали знамя при помощи прессы и проверки ОБЭП.

Также по просьбам старых заводчан с территории предприятия была «эвакуирована» стела в честь работников предприятия, погибших в годы Великой Отечественной войны. Ветераны опасались, что монумент может быть разрушен при сносе цехов. В 2009 году городские власти согласились принять памятник в общедоступном сквере недалеко от бывшего завода.

Теперь рядом с этой стелой разместят новую — в честь самого предприятия. С такой инициативой выступили сами ветераны САЗа. Администрация Заводского района Саратова разместила на сайте госзакупок объявление об аукционе на изготовление «строительной конструкции»: на гранитных плитах разместят информацию об авиазаводе, рядом установят пластиковый макет. Тендер предназначен для «субъектов малого предпринимательства», бюджет готов заплатить более миллиона рублей. Открытие памятника запланировано на октябрь, когда будут отмечаться сразу две даты — 75 лет назад с аэродрома завода поднялся первый самолет, год назад ЗАО «САЗ» было исключено из реестра юридических лиц.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera