Российские картины стали призерами Римского кинофестиваля

Политика

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

Главные награды второй по значимости программы форума «Кино ХХ века» завоевали российские работы. Арт-проект «Бирмингемский Орнамент 2», о котором «Новая» рассказывала, удостоена спецприза жюри. Режиссер Андрей Сильвестров, лохматый-бородатый, в тельняшке похожий на Бонифация, не скрывал радости. «Здорово, - сказал он, - получить приз их рук самого Лари Кларка, выдающегося современного фотографа и режиссера». Соавтор Сильвестрова художник Юрий Лейдерман добавил: «Если профессиональное жюри присудило эту награду, черт побери, начинаешь верить, что бесперспективное дело, которым мы занимаемся, имеет смысл». С ним, видимо, не согласен Владимир Мединский, приехавший в Рим на премьеру фильма Германа. Его ведомство отказало в финансировании «…орнамента» за низкий художественный уровень.  

Главный приз в этой секции получила картина Алены Полуниной «Непал форева». Это редкий для документального кино жанр комедии. Два члена компартии Петербурга и Ленинградской области (КПЛО) решают отправиться в Непал. Их до боли волнуют судьбы непальской революции. Поможем примирить распавшихся на «отряды» коммунистов «Гималайской республики»! Лидер КПЛО Сергей Малинкович,  частый участник ток-шоу, инициатор многих скандальных инициатив, держит за спиной сталинский портрет, уважает Че Гевару и Гагарина и советует своему преданному помощнику крупногабаритному Виктору Перову побольше читать (хотя бы «Сердце Бонивура») и уважать иерархию (если Малинкович – вождь, ему и цветы первому должны подносить). Белый костюм, красный шарф, и почти чеховская мечта: «В Катманду!» Есть  контакт! С помощью съемочной группы два ротфронтовских бойца: фюрер и его верный Санчо Панса отправляются в далекий край. «Когда я нахожусь в странах третьего мира, - мечтательно говорит Малинкович, почему-то завязанный в платок, - всегда слушаю Армстронга «Дивный мир».

Вот он этот мир: пальмы, рикши, народные хижины, непальское простодушное гостеприимство и комиссарские буденовки. Русские коммунисты делятся значками и опытом работы в своей далекой синеокой стране «нерассказанной сказки». Надо, товарищи, объединяться! Хотя сама КПЛО в стране березовых ситцев остается в оппозиции обуржуазившейся партии Зюганова.  Во главе стихийной непальской демонстрации одной из сельских коммун по пыльной улице идут наши революционеры.

На обсуждении фильма  зрители все время пытались выяснить: «Неужели это не постановка, не мокьюментари? Алена признавалась, что режиссура этой картины была «в отсутствии  режиссуры»: «Работа напоминала съемки канала Дискавери. Этот дуэт завораживал при первом же знакомстве. Оставалось только включить камеру».

Торжественная церемония закрытия кинофестиваля началась с маленького фильма Ивана Вырыпаева «На правах рекламы», также получившего отдельный приз – от кинокомпании Universal. В фильме красавица Каролина Грушка пьет апельсиновый сок Rich и беседует с русско-американским актером Казимиром Лиске о сущности и философии рекламы. Играют они крайне нарочито, периодически зазывно смотрят прямо в камеру: «Если мы этого захотим!», «Отдохни!», «Живи настоящим!», «Твоя любовь – всегда в твоём телефоне!», «Одна любовь - один мир!», «Значит, и возлюби ближнего как самого себя – тоже продукт?», «Вселенная рекламирует сама себя!», «Жизнь - свежий продукт, который рекламирует сам себя – в прайм тайм!», «Оf course!». В ироническом вырыпаевском спиче в очередной раз просматривается мысль о современном человеке, как стопроцентном рекламном продукте.

Успех российского кино, хотя бы в рамках одной программы крупного кинофестиваля, вряд ли вызовет отклик на родине. Хотя произойди подобная победа на территории футбола, немедленно бы закрутилась любимая пластинка про Россию, поднимающуюся с колен.

Вспомним, что главным событием форума стало чествование, увы - посмертное, классика мирового кинематографа Алексея Юрьевича Германа. Хотя мировой кинематограф в лице главных фестивалей Канн, Венеции, Берлина, так и не соизволил вознаградить режиссера при жизни. Ждали его последнюю картину, которая украсила бы любой смотр категории люкс. Стараниями Марко Мюллера, возглавившего Римский кинофорум в прошлом году и сам фестиваль стал несколько сильнее, и долгожданная мировая премьера Германа состоялась именно в Риме. В вечном городе разные эпохи живут соседних улицах, точно как в фильме Германа.

На Римском фестивале состоялась и мировая премьера «Сталинграда», и надо сказать, что фильм был тепло принят («Сталинград», собравший 1 миллиард 382 миллиона рублей, стал самой кассовой в истории современного российского кинематографа).
 В ближайшее время предстоит прокат фильма в Германии, Франции, Восточной Европе, в США. Особенным успехом фильм пользуется в Китае.

Параллельно с премьерой «Сталинграда» по красной дорожке фестивального дворца шла Скарлетт Йохансон. В фильме «Она» Спайка Джонза актриса сыграла «операционную систему» Саманту, в которую влюбляется герой Хоакина Феникса. Голос Йохансон, так и не появившейся в кадре, столь впечатлил судей, что она удостоилась приза.

Совершенно предсказуемо приз публики (в Риме традиционно этот приз выдает зрительское жюри, и он считается одним из главных) достался «Далласскому клубу покупателей» Жан-Марка Валле, драме с оскаровским потенциалом. Подлинная История Рона Вудруфа, техасского электрика, мужлана и гомофоба, которому врачи объявляют приговор: ВИЧ-инфекция. Начиная принимать еще не апробированные препараты, он превращается в ключевую фигуру подпольной фармацевтики. Мэтью Макконахи, похудевший ради роли Вудруфа на 20 кг, получил приз за лучшую мужскую роль. Также ожидаемо без приза остался культовый режиссер Такаси Миикэ с очередным черным трэшем о трудностях работы спецагента, «вброшенного» в преступные кланы бороться с наркобизнесом. Зато на всех сеансах хипстеры и вполне солидные тетеньки хохотали до упаду над приключениями невезучего засланного «казачка», борющегося с мафиозными боссами, сверкающими бриллиантовыми зубами, – с помощью харакири.

Черно-белое румынское кино «Что и требовалось доказать» Андрея Грушницки (спецприз жюри) отчасти напомнило «Жизнь других». Фильм о взаимоотношениях румынской госбезопасности с учеными во времена Чаушеску. Талантливому математику, визионеру, которого сравнивают с Эйнштейном, никак не продвинуться по карьерной лестнице. Ему и кандидатскую не позволяют защищать. Все потому, что формулы он предпочитает решениям съезда и заседаниям партячейки. Но после публикации на западе его книги о компьютерных программах, местные гэбэшники начинают с математиком игру в кошки мышки. Очень хорош в фильме сам математик, интеллигентный, лысоватый, со стертый лицом, живущий с мамой, всю жизнь безответно любящий жену друга. Совершенно негероичный многоплановый герой.

Одна из ярких работ конкурса «Из пекла» Скотта Купера (его дебют «Сумасшедшее сердце» удостоен премии «Оскар») получила «Золотую камеру» (приз за первый или второй фильм). Еще один жесткий и хваткий триллер о попытке вырваться за пределы уготованной судьбы, хотя бы с помощью кулачных боев на выживание. Старший брат пытается вытащить младшего из лап преступного синдиката. Сразу очевидны отсылы картины к «Охотнику на оленей». И здесь герой несет в себе травму недавней войны в Ираке, более того, охотится с отцом на оленей… Но главное, должен сделать выбор между свободой и справедливостью. Фильм снят с драйвом, по-мужски суховато. Но возникает некоторый диссонанс между неглянцевой, блестящей работой знаменитых голливудских актеров, которых прорва в каждом кадре (Кристиан Бэйл, Форест Уитакер, Вуди Харрельсон, Кейси Аффлек и другие) – и отутюженных Голливудом драматургических ходов. Фильму явно не хватает непредсказуемости.

Главную награду фестиваля получил хорватско-итальянский документальный фильм «Дальнобойщик» итальянского режиссера Альберто Фазуло о боснийском учителе, который вынужден во времена кризиса стать водителем грузовика. Режиссера волнуют внутренние, экзистенциальные обстоятельства жизни человека, решившегося на перемену участи ради близких. И выбор этот делает его одиноким, отдаляя от семьи.

А самой шумной премьерой фестиваля, который по-прежнему остается одним из зрительских кинофорумов мира стали «Голодные игры: И вспыхнет пламя» (сиквел «Голодных игр»). Каменно-стеклянный Аудиториум еще накануне премьеры был окружен юными поклонниками фильма, которые ночевали в ожидании Дженнифер Лоуренс и Лиама Хемсфорда в спальных мешках. Но пока вожделенная и долгожданная Лоуренс дефилировала по красной дорожке в платье слоновой кости от Dior под бешеный визг подростков, рядом разворачивалась другая «манифестация». Взрослые демонстранты числом немногим с плакатами протестовали против политики правительства Италии в области социального жилья. Они даже попытались обратить на себя внимание волоокой Лоуренс. Но полиция немедленно вмешалась, жестко купировала протест, дав простор восторгу и слезам счастья фанатов. Невольно вспомнилась характеристика Марко Мюллера германовского кино, исследующего связь «между абсурдностью прошлого и настоящего и ожидаемым в ближайшем будущем триумфом Средневековья».

 

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera