32 профессора права убеждают ООН, что законных препятствий для доставки гуманитарной помощи в Сирию не существует

Политика

Юристы из 13 стран мира призывают ООН предпринять незамедлительные действия для доставки гуманитарной помощи 3,5 миллионам сирийцев, находящихся в бедственном положении. Большая часть из них живет на севере страны, находящемся под контролем оппозиционных групп. И, несмотря на четкое требование Совета Безопасности ООН, сирийское правительство по-прежнему отказывается выдать гуманитарным организациям согласие на пересечение границ Турции и Иордании (только оттуда можно эффективно доставлять гуманитарную помощь для этих районов – воду, еду, медикаменты).

В открытом письме юристы критикуют ООН за «чрезмерную осторожность» в интерпретации норм международного гуманитарного права, которая может стоить «тысячи жизней». Накануне брифинга Совета Безопасности ООН (он начнется завтра в Нью-Йорке) юристы из разных стран мира призывают агентства «применить правовые нормы для обеспечения доставки гуманитарной помощи ко всем нуждающимся в помощи, а не для предотвращения этих действий».

Один из подписавшихся под письмом - Ричард Голдстоун, бывший судья Верховного суда Южной Африки и главный обвинитель Международного уголовного трибунала ООН для Югославии и Руанды, отмечает: «Если в выдаче разрешения отказано по произвольным причинам, то гуманитарные операции дозволяется проводить без разрешения правительства. Мы убеждены, что, в соответствии с нормами международного права гуманитарные организации ООН уже имеют легитимное право доставлять международную помощь».

Уильям Шабас, профессор международного права в Мидлсекском университете (Лондон), называет существующую ситуацию «позором»: «Совет Безопасности смог организовать выдачу 90% химического оружия Сирии, но не обнаружил политической воли, чтобы обеспечить ввоз гуманитарки».

«Новая газета» публикует письмо юристов в рамках поддержки действий центра Crisis Action, обеспечивающего координацию совместных действий гуманитарных организаций.

 

 

Открытое письмо Генеральному Секретарю ООН, Координатору чрезвычайной гуманитарной помощи, руководителям UNICEF, WFP, UNRWA, WHO и UNHCR, а также государствам в составе ООН

В условиях продолжающегося более 3 лет сирийского конфликта, 9,3 миллиона граждан остро нуждаются в гуманитарной помощи. Из них 3,5 миллиона живут в так называемых «труднодоступных» районах, часть из которых расположены на севере страны, находящемся под контролем оппозиционных групп. В то время как Организации Объединенных Наций и гуманитарным агентствам, размещенным в Дамаске, удается доставлять помощь нуждающимся посредством операций с пересечением границ, и ООН, и другие гуманитарные организации уже давно утверждают, что эффективно помочь миллионам людей возможно только из соседних стран, таких как Турция и Иордания. Но несмотря на четкое требование Совета Безопасности ООН, сирийское правительство по-прежнему отказывается выдать согласие на проведение дополнительных операций, связанных с пересечением границ. Вопиющее неуважение, проявляемое сирийским правительством и представителями оппозиции по отношению к элементарным принципам международного гуманитарного права, является причиной страданий миллионов людей. Но эта отчаянная ситуация усугубляется чересчур осторожной интерпретацией законов гуманитарного права, которая сдерживает учреждения ООН в доставке помощи через границы.

В международном гуманитарном праве однозначно говорится, что в ситуации, когда гражданское население нуждается в жизненно важной помощи, «должны быть предприняты» беспристрастные гуманитарные действия. С целью защиты суверенитета и территориальной целостности государств международное право предписывает, чтобы независимые гуманитарные организации добивались разрешения заинтересованных сторон. В феврале 2014 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял Резолюцию 2139, требующую, чтобы все стороны конфликта, и особенно сирийские власти, без промедления разрешили оперативный, безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ всем гуманитарным учреждениям через линии конфронтации и через границы. Но это разрешение все еще не дано. Поскольку сирийское правительство отказало в выдаче разрешения на организацию поставки гуманитарной помощи через границы, Организация Объединенных Наций не предприняла эти жизненно необходимые операции из опасения, что государства-члены ООН сочтут их незаконными.

Как коалиция ведущих международных юристов и экспертов по правовым вопросам, мы считаем, что юридических препятствий, которые могли бы помешать ООН и поддерживающим ее НГО проводить гуманитарные операции с пересечением государственных границ, нет. Мы убеждены, что такие чрезвычайные операции ООН определенно отвечают трем основным условиям легитимности.

Во-первых, Организация Объединенных Наций четко выполняет первое условие правомочной гуманитарной акции, провозглашающее уважение принципов гуманности, нейтральности, независимости и свободной от дискриминации помощи.

Во-вторых, многие из этих районов находятся под контролем не сирийского правительства, а оппозиционных групп. В таких случаях гуманитарное право требует только разрешения сторон, контролирующих районы, через которые будет доставляться помощь.

В-третьих, согласно международному гуманитарному праву, стороны могут отказать в разрешении только по веским и законным, а не произвольным, причинам. Например, стороны могут временно не предоставлять разрешение по причине «военной необходимости», если на предлагаемом для доставки помощи маршруте предполагаются неизбежные военные действия. Но они, тем не менее, не правомочны отказывать в разрешении с целью ослабления сопротивления враждующей стороны, приводящего к гибели граждан, или отказывать в предоставлении медицинской помощи. Там, где разрешение не предоставляется по произвольным причинам, проведение гуманитарных операций без разрешения полностью легитимно.

Организация Объединенных Наций четко заявила, что сирийское правительство необоснованно отказало в согласии на расширение законных гуманитарных операций по оказанию помощи с момента единогласного принятия Резолюции СБ ООН 2139. По мнению заместителя Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам и Координатора чрезвычайной гуманитарной помощи ООН Валери Амос, «продолжающаяся приостановка в предоставлении разрешения на проведение гуманитарных операций через границы и линии конфронтации...является необоснованной и неправомерной.»

Ставка для исправления такого чрезвычайно осторожного юридического толкования высока – это тысячи жизней, висящих на волоске. При проведении операций с пересечением границ гуманитарные организации, несомненно, подвергнутся значительному риску, и поэтому они могут отказаться от их проведения. Решиться на это непросто. Но в случае с Сирией, агентства ООН и другие независимые организации по оказанию помощи, которые хотят и могут предпринять операции с пересечением границ и линий конфликта имеют полное законное основание доставить необходимые продукты питания, воду и медицинскую помощь отчаявшимся женщинам, детям и мужчинам на территории Сирии. Мы призываем ООН применить нормы международного гуманитарного права не для предотвращения, а для ускорения доставки необходимой помощи всем нуждающимся.

 

Профессор Паям Ахаван – Иран

Профессор международного права, Университет Макгилла, Монтреаль (Канада)

 

Профессор Масхуд А. Бадерин, магистр права –  Нигерия

Профессор права, директор, Центр мусульманского и ближневосточного права, Школа изучения стран Востока и Африки

 

Сэр Джеффри Биндман, королевский адвокат – Великобритания

Основатель юридической фирмы Bindmans LLP

 

Профессор Лоренс Буассон де Шазурне – Франция

Профессор международного права, Женевский университет, Швейцария

 

Профессор Михаэль Ботэ – Германия

Почетный профессор кафедры публичного права Франкфуртского университета имени Иоганна Вольфганга Гете

 

Сэр Николас Братца – Великобритания

Бывший Президент Европейского суда по правам человека

 

Тоби Кадман – Великобритания

Адвокат, фирма 9 Bedford Row International

 

Профессор Стивен Чан – Великобритания

Профессор международных отношений, Школа изучения стран Востока и Африки, Университет Лондона

 

Профессор Ирвин Котлер – Канада

Почетный профессор права, Университет Макгилла

Член канадского парламента

Бывший министр Юстиции и Генеральный прокурор Канады

 

Достопочтенный Джон Дауд –  Австралия

Бывший Генеральный прокурор штата Новый Южный Уэльс, Австралия

 

Профессор Джон Дугард – Южная Африка

Почетный профессор Университета Лейдена и Витватерсранда, бывший член Комиссии международного права ООН

 

Профессор Пьер-Мари Дюпюи – Франция

Почетный профессор парижского Университета Пантеон-Ассас

Выпускник Института международных исследований и развития (Женева)

 

Профессор Макс дю Плесси – Южная Африка

Профессор права, Университет КваЗулу-Натал

 

Элизабет Эватт – Австралия

Бывший член Комитета по правам человека ООН

 

Профессор Джаред Генсер – США

Адъюнкт-профессор права (Университет Джоржтауна) и соредактор «UN Security Council in the Age of Human Rights» (Университет Кембридж Пресс, 2014)

 

Судья Ричард Голдстоун – Южная Африка

Бывший Главный обвинитель Международного уголовного трибунала ООН для Югославии и Руанды

Бывший судья Верховного суда Южной Африки

Председатель Комиссии по расследованию преступлений против общественной безопасности, связанных с устрашением населения (комиссия Голдстоуна)

 

Профессор Ян Клабберс – Финляндия

Профессор (кафедра Martti Ahtisaari), Университет Хельсинки

 

Лорд Лестер оф Херне Хилл, королевский адвокат – Великобритания

Фирма Blackstone Chambers

 

Таванда Мутаса – Зимбабве

Юрист-международник, нью-йоркский Университет

 

Ариэн Нейер – США

Почетный лектор-профессор парижской Школы международных отношений

Почетный профессор Фонда «Открытое общество»

 

Профессор Алэн Пелле – Франция

Профессор, Университет Париж-Уэст Нантер Ля дефанс; бывший председатель

Комиссии по международному праву ООН; член, Институт международного права

 

Профессор Явад Рейман – Пакистан

Профессор мусульманского и международного права, Университет Брюнель, Лондон

 

Профессор Лейла Надя Садат – США

Профессор права и Директор Института мирового права им. Уитни Р. Харриса, Школа права вашингтонского Университета

Особый советник Верховного обвинителя Международного уголовного суда в области преступлений против человечности

 

Профессор Филипп Сандс, королевский адвокат – Великобритания

Профессор права, Университетский колледж Лондона

 

Франсез Веббер – Великобритания

Бывший член судебной палаты Garden Court Chambers

 

Профессор Вильям А. Шабас, OC MRIA – Канада

Профессор международного права, мидлсекский Университет

 

Фил Шайнер – Великобритания

Директор, фирма Public Interest Lawyers

 

Профессор Виллем ван Генюгтен – Нидерланды

Профессор международного права, Университет Тилбурга (Нидерланды)

 

Профессор Марк В. Власик – США

Старший научный сотрудник и адъюнкт-профессор права, Университет Джоржтауна

Бывший сотрудник службы Генерального прокурора, Международный уголовный трибунал для Югославии, ООН

 

Магистр права Хаким Юсуф – Нигерия
Старший лектор и директор магистерских программ в области прав человека, Институт права, Университет Стратклайд

 

 Профессор Сэр Найджел Родли – Великобритания

Глава Университета прав человека в Экстере

 

Доктор Эмили КроуфордАвстралия

Лектор юридического факультета, Университет Сиднея

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera