Школьники будут писать итоговое сочинение 3 декабря

Политика

Людмила РыбинаОбозреватель, rybinal@yandex.ru

В среду Минобрнауки сообщило, что для выпускников 2015 года итоговое сочинение — обязательный этап завершения среднего образования. Писать его выпускники будут 3 декабря, время написания — 3 часа 55 минут, разрешат пользоваться орфографическим словарем.

«Новая» уже писала о том, что для одиннадцатиклассников 2014/15 учебного года сочинение будет рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации — к ЕГЭ («Новые трюки» № 97 от 1 сентября 2014).

Писать итоговое сочинение выпускники будут в первую среду декабря 2014 года в своих школах по темам, которые Рособрнадзор сформирует по часовым поясам. В каждой аудитории, в которой одиннадцатикассников усадят для этой работы, будет предъявлено пять тем — по одной на каждое тематическое направление.

Направления уже вывешены на сайте Минобрнауки с 29 августа, но сами темы разрабатываются в закрытом режиме, и не будут обнародованы до дня сочинения — 3 декабря, так что надеяться на брошюры, содержащие «золотые сочинения» не приходится.

Направления тоже могут помочь в подготовке, вот они:

  • «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летию М.Ю. Лермонтова). Темы этого блока: своеобразие творчества Лермонтова, его художественной картины мира, черты героев.
  • «Вопросы, заданные человечеству войной». Темы предполагают размышления о причинах войны, о влиянии войны на судьбу человека и страны, нравственном выборе человека на войне.
  • «Человек и природа в отечественной и мировой литературе». Выпускникам предложат поразмышлять об эстетических, экологических, социальных аспектах взаимодействия человека и природы.
  • «Спор поколений: вместе и врозь». Здесь речь должна идти о семейных ценностях и проблемах взаимоотношений поколений.
  • «Чем люди живы?» О ценностных ориентирах, нравственных, социальных, философских аспектах бытия. Это самое широкое направление.

Но тематические направления пока мало говорят и учителю, и выпускнику о том, каким же должно быть сочинение. Минобр сообщает: «Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы». Но это пока декларация.

Даже члены Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах, которым руководит Наталья Солженицына, дают прямо противоположные рекомендации. С одной стороны, не раз уже прозвучало, что это совсем новая работа, она не должна вернуть практику выпускного сочинения прошлых лет. С другой, в Министерстве поясняют: «Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.»

Мало дает учителю и прояснение Натальи Солженициной: «Сочинение на литературном материале, которое будут писать выпускники уже в декабре этого года, — важный шаг на пути к возрождению отечественного гуманитарного школьного образования, без которого не мыслится жизнеспособность нашего общества. В сочинении должны проявиться не только итоги обучения в школе, но и личностная зрелость выпускника, способного рассуждать на жизненно важные темы с опорой на самостоятельно выбранные литературные произведения».

1 октября 2014 года на сайтах Минобрнауки и Рособрнадзора размещены критерии оценивания итогового сочинения для школ. Его будут оценивать по пяти параметрам:

  • Соответствие теме.
  • Аргументация. Привлечение литературного материала.
  • Композиция и логика рассуждения.
  • Качество письменной речи.
  • Грамотность.

На вопрос стало ли понятно, как готовить к сочинению, учителя говорят: «пока нет». Критерии — самые традиционные. Что посоветовать ученику, чтобы он сумел проявить «личностную зрелость» — не понятно. Неясно, например, рекомендовать ли ученику использовать произведения, которых нет в школьной программе, будет ли это плюсом или может сыграть против, затрудняя работу проверяющим.

Чтобы учитель научил учеников, надо, чтобы его самого поучили. Но времени уже нет. Это будет компенсировано тем, что сочинение в этом году оценят, как подчеркнул министр Дмитрий Ливанов, «без жестких оценочных градаций». Только на «зачет» — «незачет».

Причем те, кто не получит «зачета» с первого раза, смогут переписать работу в феврале и марте.

Если бы этим все ограничивалось, можно было бы не волноваться: «зачет» будет, к ЕГЭ допустят. Но все дело в том, что вузы, которые в своих правилах приема объявят, что будут учитывать итоги сочинения, будут проверять их у себя и оценивать по 10-балльной шкале. Эти баллы могут оказаться решающими в конкурсе за бюджетные места при поступлении в вузы.

Чтобы быть в равных условиях при поступлении с выпускниками 2015 года, сочинение смогут написать и выпускники прошлых лет.

Дети-инвалиды и ученики с ограниченными возможностями здоровья будут писать вместо сочинения итоговое изложение.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera