Сюжеты

«Пакет Яровой» прохудился

В Петербурге завершилось «дело о йоге»: суд признал, что «йог» — не миссионер

Фото: ТАСС

Этот материал вышел в № 5 от 20 января 2017
ЧитатьЧитать номер
Общество

1

Дмитрия Угая задержали 22 октября на его лекции о йоге на фестивале Vedalife. Полиция пришла туда по заявлению петербуржца Наиля Насибулина, который предупредил правоохранителей о нарушении «закона Яровой» на фестивале индийской культуры. Угая обвинили в осуществлении миссионерской деятельности без разрешения религиозной организации. Сам он причастность к любой организации отрицает.

— Вы религиоведение в университете изучали? — обратился защитник Угая Анатолий Пчелинцев к участковому Арсену Магомедову, составлявшему протокол.

— Да.

— А профессора тоже останавливали во время лекций? — уточнил Пчелинцев под смех в зале, намекая на то, как участковый прервал лекцию на фестивале.

На новое заседание по «делу о йоге» (первое прошло 9 января) Дмитрий Угай пришел с тремя адвокатами. К Сергею Латышевскому (он защищал «йога» со дня задержания) присоединились москвичи Михаил Фролов, для которого это уже девятое дело, связанное с «пакетом Яровой», и Анатолий Пчелинцев, автор пособия «Миссионерская деятельность: как не стать жертвой «закона Яровой».

Прошлое заседание судья отложила, потому что хотела поговорить со свидетелями: участковым Арсеном Магомедовым, заявителем Наилем Насибулиным и Марией Тресиковой, которая присутствовала на лекции.

Арсен Магомедов подтвердил, что слова «вайшнавизм» (религиозное направление в индуизме) и Шри Чайтанья Сарасват Матх (организация, от имени которой Угай якобы проповедовал) появились в протоколе по наущению свидетелей, имена которых он вспомнить не смог.

Против Угая могло сыграть то, что, по словам Наиля Насибулина, лектор пригласил слушателей продолжить занятия в храме в Лахте, где проводятся лекции, фестивали и «проповеди», связанные с вайшнавизмом. Но эти слова не подтверждаются видеозаписью.

По мнению Михаила Фролова, сам Угай не является религиозным объединением, информацию о вероучении не распространял и вступать в религиозное объединение не призывал. Только с учетом всех трех пунктов Угая можно было бы назвать миссионером.

Адвокат Анатолий Пчелинцев взывал к эмоциям и внутреннему чувству свободы судьи и публики. Он припомнил случай 1977 года, когда советский суд приговорил к заключению учителя йоги Анатолия Иванова. Даже судья не сумела скрыть улыбку, когда Пчелинцев зачитал нелепые обвинения сорокалетней давности. «Мы что, туда хотим вернуться?» — спросил адвокат. Никто в зале возвращаться к советской судебной практике не хотел, Пчелинцева даже одарили аплодисментами.

Судья Жанна Кустанович прекратила дело, не признав в Угае миссионера. Едва не угодивший в тюрьму «йог» поблагодарил «молодых, умных и компетентных людей», вставших на защиту закона.

Подавать ли иск к Насибулину о клевете, Угай еще не решил. «Но победа светлых сил уже состоялась», — уверен «йог».

Сергей Сатановский,
«Новая газета в Санкт-Петербурге»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera