КолонкаПолитика

Разворот за двойной сплошной

РБК может получить нового владельца и радикально изменить редакционную политику

Этот материал вышел в номере № 39 от 14 апреля 2017
Читать

Возможная продажа РБК, совпавшая с завершением полномочий Татьяны Лысовой в качестве главного редактора «Ведомостей», завершает историю зачистки российского медиарынка.

Последние крупные независимые редакции в стране прекращают свое существование, и отныне никакого рынка больше не существует. Речь можно вести в лучшем случае о медиаархипелаге — разрозненных проектах, которые и дальше будут стараться заниматься профессиональной журналистикой, а не пропагандой. Но этих сил явно недостаточно для того, чтобы снабжать и общество, и власти качественной информацией.

Россия входит в президентскую кампанию, уличную мобилизацию оппозиции и эпоху тяжелых экономических реформ ослепленной. Вместо того чтобы обсуждать проблемы, приказано испытывать лояльность.

Антигона в «Ведомостях»

Что уход Татьяны Лысовой означает для медиарынка

В декабре прошлого года арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Роснефти к медиахолдингу РБК, снизив, правда, сумму компенсации примерно в 8 тысяч раз — с 3,1 млрд до 390 тысяч рублей. Сечину тогда не дали разгромить врага в ходе прямой атаки, но было понятно, что на этом история не кончится. Давление на собственника холдинга Михаила Прохорова продолжалось, и сохранение РБК как экономического актива означало лишь то, что начинается его предпродажная подготовка. Если уничтожить экономически РБК не получилось, если даже после разгона коллектива журналистов-расследователей во главе с Елизаветой Осетинской медиахолдинг представляет собой проблему, то оставалось только задушить его в объятиях. Частный медиабизнес должен быть зачищен в рамках частной сделки — одного независимого бизнесмена с другим.

На фото: Григорий Березкин, владелец «Комсомолки» и «Метро», сделал предложение Михаилу Прохорову, от которого тот не сможет отказаться? Фото: ТАСС
На фото: Григорий Березкин, владелец «Комсомолки» и «Метро», сделал предложение Михаилу Прохорову, от которого тот не сможет отказаться? Фото: ТАСС

Как утверждают сразу несколько источников, на роль частного инвестора, от предложения которого Прохоров не сможет отказаться, выбран Григорий Березкин — глава группы ЕСН, уже владевший крупными медиаактивами — в частности, издательским домом «Комсомольская правда» и газетой «Метро». Сумма сделки может составить около 50 млн долларов, что для структуры масштаба РБК ничтожно мало, ценообразование здесь продиктовано не рыночными, но политическими соображениями. Если РБК будет продан за такие деньги, это будет выглядеть как наказание Прохорова за игру в независимую редакционную политику холдинга в предыдущие годы. Напомним, ключевой проблемой для издания стало «пересечение двойной сплошной» — такой термин был предложен новым руководством РБК летом 2016 года на встрече с коллективом. Под пересечением понимались расследования в отношении приближенных Путина и предполагаемых членов его семьи.

Медиабизнес Березкина, по данным «Ведомостей», сейчас находится в управлении «Балтийской медиа группы», которая еще десять лет назад ассоциировалась с интересами Юрия Ковальчука. Так что РБК, возможно, начинает дрейф в сторону последних «старых друзей» в окружении президента Путина. После того как многие члены кооператива «Озеро» в последние годы отдалились от президента, Ковальчуки продолжают пользоваться его доверием.

В качестве потенциального руководителя РБК при новом владельце называется Алексей Абакумов, замдиректора группы «Румедиа», управляющей, в частности, радиостанцией Business FM. В активе Абакумова должности заместителя директора принадлежащего Ковальчуку РЕН ТВ и директора «Радио России» в составе ВГТРК. Опыт того же РЕН ТВ показывает, что новые владельцы не рискуют сразу менять редакционную политику, поскольку «оппозиционность» рассматривается поначалу как ключевое конкурентное преимущество медиа.

Но со временем проблема удержания старой аудитории уходит на второй план, на первом оказывается лояльность. Да и времена теперь другие: возможно, РБК в самое ближайшее время будет переформатирован под новые задачи, стоящие перед «ответственными» и «патриотическими» СМИ в контексте президентских выборов.

«национальная медиа группа» (НМГ): что это?
«Национальная медиа группа» родилась девять лет назад в результате слияния медиаактивов банка «Россия» Юрия Ковальчука, Алексея Мордашова и страховой группы «Согаз». Медиагигант продолжает дело собирателя российских медиа, один за одним переваривая независимые СМИ. На сегодняшний день медиагруппе принадлежит 25% «Первого канала», 72,4% — «Пятого канала» и 82% РЕН ТВ. Печатные медиа НМГ представлены газетой «Известия» (73,2%), «Спорт-экспресс» (25%) и «Metro-Петербург» (100%). Также НМГ является владельцем 100% пакета радиостанции «Русская служба новостей», которая в июле 2016 года с легкой руки новых владельцев сменила название на «Life Звук». В марте 2016 года, в медиагруппе работало более 2500 человек. Медиагруппа контролирует 20% рынка платного ТВ в России: помимо 11 каналов Discovery Networks, управляет каналами Turner Broadcasting System. Что позволяет НМГ контролировать отечественные версии телеканалов Eurosport, Animal Planet, Cartoon Network и CNN International. С 2014 года совет директоров медиагруппы возглавляет экс-депутат Госдумы Алина Кабаева. Она же является главой совета директоров компании учредителя газеты «Спорт-Экспресс», приобретенной НМГ в апреле 2016 года. Пост гендиректора «Национальной медиа группы» занимает Ольга Паскина, прежде работавшая в холдинге «Газпром-Медиа», а до того — вице-президентом по корпоративному развитию холдинга «ПрофМедиа» Владимира Потанина. В «СПАРК» указано, что в 2015 году выручка НМГ составила 1,6 млрд рублей, а чистую прибыль — 539 миллионов. Стоимость активов компании по состоянию на конец марта 2016 года международное рейтинговое агентство RAEX оценивает в 16,5 млрд руб. 2016 год для НМГ прошел под знаком слияния с государственными медиа холдингами. Знаковым событием для рынка стало рождение ООО «Национальный рекламный альянс» (НРА) летом 2016 года. Структура стала объединенной компанией по продаже рекламы для холдингов НМГ, ВГТРК, Первого канала и «Газпром-медиа». Каждый из участников получил долю в 25%. Структура станет торговой площадкой, которая должна противостоять спаду на рекламном рынке, заявляют его создатели. Ранее общего продавца рекламы пытались создать на базе компании группы «Видео Интернешнл» (Vi), в 2010 году проданной структурам банка «Россия» Юрия Ковальчука, «Сургутнефтегазу» и владельцу «Северстали» Алексею Мордашову. К моменту создания «Национального рекламного альянса», крупнейший в стране продавец телерекламы обслуживал 13 федеральных эфирных каналов. По оценкам РБК в 2014 году через Vi прошло 103,87 млрд руб., что составляло на тот момент не менее 65% общих затрат на телерекламу в России. В марте 2017 года «Национальная медиа группа» заявила о первом за всю свою историю существования ребрендинге. По замыслу разработчиков новый логотип будет выполнен в цветах российского триколора, «подчеркивая преемственность в развитии национального рынка медиа». Таким образом авторы намерены передать основные черты бренда, среди которых — «лидерство и визионерский взгляд на индустрию». Стоит отметить, что укрупнение «Национальной медиа группы» не вызывало интереса со стороны ФАС — последнюю проверку антимонопольное ведомство проводило в ноябре 2012 года, и она была плановой. Алиса Кустикова
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow