СюжетыПолитика

Огонь, зеленка, яйца и фекалии

Как провластные активисты терроризируют и ранят оппонентов

Этот материал вышел в номере № 46 от 3 мая 2017
Читать
Огонь, зеленка, яйца и фекалии
Фото: Евгений Фельдман / для проекта «Это Навальный»
От редакции
Теперь в российском политическом спектре зеленый — это цвет тревоги. Зеленка, но не только она, а также яйца, мука, фекалии и неустановленные ядовитые жидокости вкупе с избиениями и поджогами — вот арсенал, который применяют к оппозиционным политикам, журналистам, правозащитникам. Поначалу это были отдельные случаи, сейчас — прямо-таки эпидемия. Можно, конечно, сказать, что это более мягкая форма «борьбы», чем политические убийства и политические же уголовные процессы — Россия сыта и такими крайностями, есть с чем сравнивать. Но это все симптомы необъявленой гражданской войны, которая ведется не «во имя», а против, и мера воздействия на оппонентов — вопрос не стратегии, а тактики, и градус противостояния может подняться моментально. Вспомним хотя бы 2 мая в Одессе — большинство людей погибли там от «коктейля Молотова», а это не автомат Калашникова, просто химический раствор, раздобыть который не сильно труднее, чем зеленку. Зеленочная эпидемия, кстати, тоже пришла в Россию с окраин. Первое резонансное нападение такого рода случилось в Чечне (пострадал правозащитник Каляпин), а в большинстве остальных случаев фигурируют активисты движений НОД и SERB, имеющих прямую генетическую связь с пророссийскими движениями на Востоке Украины. Кстати, по данным «Новой газеты», недавно SERB пытался добиться финансирования со стороны «Союза добровольцев Донбасса» Александра Бородая и потому резко увеличил активность. Неприкаянные активисты остались на попечении движения «Антимайдан», связанного с бывшим сенатором, а теперь депутатом Дмитрием Саблиным. При этом со стороны спецслужб за ними приглядывает ФСБ. Вспомним, что в конце нулевых в похожем статусе находилось полулегальное неонацистское движение, которое, однако, постепенно вышло из-под контроля и было разгромлено после убийства отморозками из БОРН федерального судьи Чувашова. Справиться с «бандами зеленых» ничуть не сложнее, как и приструнить их медийное прикрытие, ассоциированное с медиаимперией банкира Ковальчука. Так почему нет команды? Алексей Полухин, шеф-редактор «Новой»

Хроника атак на оппозицию и представителей интеллигенции

Игорь Каляпин

Изображение

Нападение:16 марта 2016 года в Грозном у отеля «Грозный-Сити» на Каляпина напали неизвестные: избили его, забросали яйцами, тортами, мукой и облили зеленкой. Перед происшедшим Каляпина выселили из отеля, где он общался с журналистами, а когда он оказался на улице, на него напали.

Журналист радио «Свобода» Антон Наумлюк, находившийся в Грозном, рассказал, что на правозащитника напали около 15 человек «крепкого телосложения и в масках».

На вопрос о том, кто, по его мнению, стоит за нападением, Каляпин ответил: «Ну так если Кадыров каждую неделю публично говорит, что не даст Каляпину работать в Чечне, что Каляпин — «пятая колонна» и враг народа, которого надо уничтожать, а его соратники заявляют, что со мной надо разбираться по закону и не по закону, то у меня других версий нет».

Игорь Каляпин, комментарии «Новой газете»:

— Никаких следственных действий сейчас не идет. В течение этого года было вынесено семь постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Точнее, их было вынесено восемь, семь из них отменены, а восьмое сейчас обжалуется.

Все что могу сказать: никто ничего не расследует сейчас и в принципе не собирается это делать.

Людмила Улицкая

Изображение

Нападение:28 апреля 2016 года активисты «Национально-освободительного движения» (НОД) напали на участников и организаторов ежегодного школьного исторического конкурса у Дома кино. Конкурс был организован правозащитным обществом «Мемориал». Людмилу Улицкую, председателя жюри конкурса, нодовцы облили зеленкой и закидали яйцами.

Нападавшие стояли у Дома кино с плакатами «Забыли историю? Напомним», «Мемориал, хватит лгать».

Юлия Латынина

Изображение

Нападение:20 августа 2016 года двое неизвестных подошли к Юлии Латыниной на Арбате, когда она направлялась в студию «Эха Москвы», и вылили на нее фекалии. Нападавшие скрылись на мотоцикле.

По мнению журналистки, нападение могло быть связано с «кремлевским поваром» Евгением Пригожиным, которого она упоминала в своей передаче «Код доступа» на «Эхе Москвы». Как утверждает Латынина, ее выслеживали на протяжении нескольких недель, поэтому точно знали, где именно она паркует машину.

Сразу после нападения главному редактору «Новой газеты» позвонил Анатолий Якунин (на тот момент глава ГУ МВД по Москве, сейчас — начальник Оперативного управления Министерства внутренних дел РФ). Он заверил, что нападение будет оперативно и качественно расследовано, виновные привлечены к ответственности. Прошло полгода, но следствие не продвинулось, личности «титушек» не установлены.

Елена Костюченко

Диана Хачатрян

Изображение

Нападение:3 сентября 2016 года во время траурной церемонии на территории школы № 1 в Беслане молодые люди в футболках с надписью «Антитеррор» напали на Елену Костюченко и Диану Хачатрян. Костюченко силой вывели из школы, а затем облили зеленкой. Когда Хачатрян пыталась снять коллегу на телефон, неизвестный ударил ее по голове, отобрал телефон и убежал. Костюченко рассказывает, что полицейские все это время находились рядом и видели, что происходит, но не сделали попыток задержать нападавших. Полицейские сказали ей, что они знают, кто совершил нападение, и вернут телефон.

Суд в Северной Осетии оштрафовал мужчину, напавшего на журналистов, по статье «Мелкое хулиганство».

Михаил Касьянов

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Нападение: 26 февраля на марше памяти Бориса Немцова Касьянову прыснули в лицо зеленкой из шприца. Нападавший кричал: «Россия с Путиным!» Касьянов находился во главе колонны и после инцидента продолжил шествие. Полиция задержала провокатора.

По данным нескольких СМИ, нападавший состоял в НОД.

Илья Варламов

Изображение

Нападение: 26 апреля на Варламова дважды напали в Ставрополе. В аэропорту журналиста облили зеленкой, йодом и закидали тортами, потом нанесли несколько ударов. Все это происходило на глазах у полиции, что ясно по видео нападения.

Ближе к вечеру Варламов написал в твиттере, что его снова облили зеленкой и таранят машину, в которой он передвигается по городу.

28 апреля полиция сообщила, что установила личности четырех подозреваемых в нападении на блогера и сейчас занимается определением их местонахождения.

2 мая Ставропольская полиция составила на шестерых задержанных за нападение на блогера протоколы об административном нарушении по статье «Мелкое хулиганство». Наказание по этой статье предполагает до 15 суток ареста.

Илья Варламов, как сообщил его адвокат Андрей Сабинин, требует возбудить дело по трем статьям Уголовного кодекса: хулиганство, совершенное группой лиц (часть 2 статьи 213 УК); умышленное уничтожение имущества (часть 2 статьи 167 УК); воспрепятствование журналистской деятельности (часть 3 статьи 144 УК).

Алексей Навальный

Изображение

Нападение: 27 апреля неизвестный плеснул оппозиционеру в лицо зеленкой, когда тот выходил из офиса ФБК. Навальному вызвали скорую помощь. По результатам медицинского обследования, как сообщил политик, ему диагностировали химический ожог глаза: «Врач считает, что мне плеснули в лицо зеленкой, размешанной с чем-то еще, потому что просто зеленкой так сильно сжечь глаз нельзя». По словам Навального, есть риск, что он может потерять зрение на один глаз. В своем твиттере он сообщил, что за нападениями на него стоит администрация президента.

Активист прокремлевского движения SERB Алексей Кулаков в разговоре с корреспондентом «Новой» подтвердил, что на видео, на котором запечатлено нападение, именно он. По словам Кулакова, он приехал на место лишь снять происходящее на камеру, и ему не было известно о том, что произойдет: «Мне позвонил человек, сказал, что что-то планируется на этом месте».

Штаб Навального извлек с сайта «Рен-ТВ» неразмытую версию ролика с нападением на политика

Опознанный читателями соучастник нападения признал себя на видео в разговоре с «Новой газетой»

До этого случая 20 марта Навального облили зеленкой на открытии его предвыборного штаба в Барнауле.

Юлия Галямина

Изображение

Нападение:27 апреля неизвестные проткнули колеса машина Галяминой. Депутат является одним из заявителей митинга против программы сноса хрущевок в Москве. Митинг (с заявкой до трех тысяч человек) запланирован на 14 мая.

На своей странице в фейсбуке Галямина написала: «Началось. Мне порезали колеса. Уверена, что из-за митинга против сноса Москвы».

«Мне до сих пор никто колеса не прокалывал, каких-то других поводов нет: никому дорогу не переходила, вообще мирный человек», — рассказала активистка «Новой газете».

Сергей Шаргунов

Изображение

Нападение:27 апреля Шаргунов написал на своей странице в фейсбуке о поджоге квартиры, который произошел 21 апреля. Огонь попал в квартиру с балкона, в это время внутри находился отец Шаргунова («чудом спасся отец»), обгорели картины и иконы. Возгорание балкона случилось на следующий день после голосования в первом чтении против закона о реновации. В первом чтении Шаргунов был одним из четырех депутатов, кто проголосовал «против».

«Возможно, разбили стекло и что-то закинули», — сообщил политик на странице в фейсбуке.

Наталья Федорова

Изображение

Нападение:28 апреля прохожий брызнул в лицо женщине неизвестной жидкостью из баллончика. Нападение произошло неподалеку от дома активистки. Федоровой диагностировали химический ожог глаза. Версия полиции состоит в том, что Федорова по дороге из магазина беседовала с нападавшим, и во время ссоры тот брызнул ей в лицо химическим раствором. Глава московского отделения «Яблока» Сергей Митрохин написал в своем твиттере, что «ОВД «Черемушки» фальсифицирует бытовую версию нападения».

Наталья Федорова, комментарии «Новой газете»:

— Я сначала не поняла, что произошло, когда он в меня баллончиком прыснул. Кричала на всю улицу: «Люди, помогите!» Посмотрела потом видео: люди в тот момент проходили близко ко мне, но не останавливались. Узнала голос Никиты, это мой сосед с седьмого этажа, он и вызвал скорую.

У меня и так была серьезная проблема с глазами, а сейчас левый глаз просто с минус 6 падает до минус 9. Руки были обожжены, лицо. Сейчас самочувствие лучше.

Нападение вообще не связано с моим пикетом против реновации, я так считаю. Это могло быть последней каплей, но угрозы стали поступать еще раньше. Просто 4 года назад жители нашего дома случайно узнали, что у нас под окнами вместо маленького магазинчика собираются строить огромный магазин площадью в две тысячи квадратных метров, с подземными гаражами на 21 машину. Мы боролись всем кварталом, писали жалобы, куда только можно.

Игры патриастов. Мнение Юлии Латыниной

Военно-спортивная игра «Зеленка» может привести к необратимым последствиям

В 2013 году, во время всей этой нашей борьбы, мне звонили и обещали вылить на голову ведро серной кислоты. Говорили такие вещи: «Если ты будешь мешать жить хорошим людям, то мы тебя убьем». Я не могла понять, кто именно угрожает. Потом мне подложили под дверь похоронный венок с надписью «От друзей-приятелей». Зимой 2014 года мои окна обстреляли металлическими шариками. У меня были перебиты все окна на кухне. И если бы я была в этот момент у окна, меня бы убили! Я ведь каждый раз вызывала полицию, но если уголовное дело и открывали, его сразу же, на начальном этапе, забрасывали!

В этом году я уже в отчаянии обратилась за помощью к Сергею Митрохину. Он направил запрос в управу по поводу строительства этого магазина.

Когда у нас в управе была встреча по реновации, я тоже выступила: «У меня в доме 13 стариков в возрасте от 78 до 87 лет, куда вы их хотите двигать? Люди живут в доме с 60-го года! У нас дом блочный, а не панельный. В 2013 году девочка покупала квартиру в нашем доме, у нее написано было в договоре, что срок службы нашего дома еще 120 лет. Я опрашивала жителей, мы все действительно «против», только две-три квартиры еще колеблются».

Последние угрозы по поводу магазина были в 2014-м, потом я перестала этим заниматься. В ноябре 2016 года они получили разрешение на строительство, и я снова за это взялась. Даже пусть окажется, что не они, пусть это «капля» по реновации, но я готова и дальше бороться! Только пусть наш дом оставят в покое.

Подготовила Татьяна ВАСИЛЬЧУК, «Новая»


Почему СМИ из медиаимперии Ковальчуков всегда оказываются первыми на месте нападений «титушек»

Из разговора корреспондента «Новой» с оператором РЕН ТВ в день, когда в редакции нашли конверт с белым порошком.

— Что снимаете?

— Да вот, говорят, конверт с белым порошком нашли.

— Интересно…

— Да, честно говоря, уже неинтересно.

Первыми у стен нашей редакции 20 апреля, когда в редакции обнаружился конверт с неизвестным белым порошком, оказалась машина спасателей и оператор РЕН ТВ. В отличие от сотрудника телеканала нам действительно «интересно», каким образом РЕН ТВ раз за разом оказывается на месте нападения на общественников, политиков и журналистов едва ли не быстрее полиции.

Внимание РЕН ТВ привлек после нападения на Алексея Навального, однако по наблюдениям «Новой», канал и раньше демонстрировал редкую оперативность в подаче сюжетов об атаках. В поисковиках ролики нападений, выложенные телеканалом, отображаются первыми.

Вариантов подачи три: канал оперативно публикует видео нападения, снятое любительской камерой, снимает сам. Третий вариант самый распространенный: сначала появляется видео нападения, затем, после небольшого интервала, — ролик, рассказывающий об итогах акции. Скорость появления журналистов на месте нападения удивительна. «В прическе Людмилы Улицкой зеленые пряди, не удалось отмыть и руки. Акция напугала писательницу, увидев камеру, она отшатывается в сторону», — передает корреспондент РЕН ТВ.

В случае с нападением на Михаила Касьянова журналист РЕН ТВ дежурил у ресторана с вопросом: «Михаил Михайлович, скажите, как это произошло-то?» Впрочем, иногда телеканал повествует о произошедшем отстраненно — «камера сняла, как в лицо активистке «Яблока» брызнули газом из баллончика у подъезда в Москве». После нападения на Юлию Латынину РЕН ТВ 49 секунд показывал жижу на асфальте.

РЕН ТВ входит в состав Национальной медиагруппы, которая контролируется банком «Россия» Юрия Ковальчука. Медиагруппе принадлежит 82% РЕН ТВ, а также 25% Первого канала и 72,4% Пятого канала. В апреле стало известно, что НМГ объединит РЕН ТВ и Пятый канал, а также газету «Известия» в единый информационный центр. Мы адресовали пресс-службе РЕН ТВ вопросы о том, что помогает съемочной бригаде оказываться на месте нападений раньше всех и почему телеканал не выложил видео, где видны лица нападавших на Навального. «Комментировать не будем», — пришел ответ через час.

Как рассказал «Новой» сотрудник РЕН ТВ, пожелавший сохранить анонимность, информация о том, где и когда происходят нападения, появляется благодаря особенным сотрудникам телеканала, в числе которых есть, к примеру, «офицер органов госбезопасности в отставке». Впрочем, подобные кадры в НМГ — не редкость.

По данным «Новой», службу безопасности Пятого канала до 2011 года возглавлял Владимир Колбин — сын Петра Колбина, который был другом детства предпринимателя Геннадия Тимченко. Петр Колбин был одним из миноритарных владельцев нефтетрейдера Gunvor в период, когда компания принадлежала Тимченко, а также 49% нефтетрейдера «Сургутэкс» и 25,1% «Ямал-СПГ» (владельца лицензии на Южно-Тамбейское газовое месторождение, которое разрабатывает «Новатэк»). В чьих интересах он держал эту собственность, Колбин-старший не объяснял.

Колбин-младший от комментариев отказался.

Алиса Кустикова

P.S.

P.S.   1 мая появилось сообщение, что «Единая Россия» осуждает участившиеся нападения на оппозиционеров и гражданских активистов. «Поджоги балконов, метание зеленки — это не средство политической борьбы, а преступления. В конце концов, право на свободное выражение своего мнения по любой волнующей теме гарантировано Конституцией. И никому не дано право ее нарушать», — заявил заместитель секретаря генсовета «Единой России», депутат Госдумы Евгений Ревенко.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow