Комментарии

«..!»

Ерофеев, Ахеджакова, Сапрыкин, Барышников и другие деятели искусства выступили в поддержку Кирилла Серебренникова и «Гоголь-центра»

Фото: РИА Новости

Культура

21

Утром 23 мая в квартиру известного театрального режиссера Кирилла Серебренникова и в его театр «Гоголь-центр» пришли следователи СК с обысками. Как потом оказалось — по делу двухлетней давности, статья — «мошенничество в особо крупном размере», ущерб насчитали на 200 млн рублей. Эта сумма за четыре года — с 2011 по 2014 год —направлялась из госбюджета на «популяризацию культуры», получателем средств была и независимая «7 студия» Кирилла Серебренникова, чей проект «Платформа» пользовался большой популярностью у зрителей. Сайт СК утверждает, что «7 студия» под «Платформу» получила все 200 млн, тогда как в постановлении об обыске вроде как говорится, что из 200 млн компании Серебренникова достались лишь 66,5 млн рублей, поэтому большое уголовное дело разбито на несколько эпизодов. Серебренников проходит по делу свидетелем. Сегодня его допросили в СК. Работа театра утром была парализована. Днем, когда допросы еще шли, более 50 человек, в том числе известные артисты, пришли поддержать коллектив «Гоголь-центра». А вечером театр не стал отменять заявленные спектакли и пустил зрителей. Худрука отпустили под полночь под обязательство явки.

Кто такой Кирилл Серебренников

Кирилл Серебренников. Фото: РИА Новости

2006 — фильм Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» получил главный приз Римского международного фестиваля «Festa del cinema». 2012 — фильм «Измена» номинирован на премию «Золотой Лев» Венецианского кинофестиваля. Серебренников ставит спектакль «American Lulu» в Komische Oper (Берлин). 2015 — спектакль Гоголь-центра «Мертвые души» (реж. — К.Серебренников) приглашен на Венский театральный фестиваль (один из трех крупнейших в Европе) и на авторитетный BITEF (Сербия). Спектакль «Гоголь-центра» «Идиоты» (реж. — К. Серебренников) приглашен на Авиньонский театральный фестиваль (возглавляет «тройку крупнейших»). 2016 — фильм «Ученик» включен в программу Каннского кинофестиваля, награжден премией французской прессы им. Франсуа Шале. Серебренников поставил в Komische Oper «Севильского цирюльника».

Он выпустил одиннадцать премьер в МХТ им. Чехова (среди них «Терроризм», 2002, «Мещане»,2004, «Лес», 2004), «Трехгрошовая опера»(2009)). Именно Серебренникова Художественный театр выбрал режиссером спектакля «Вне системы», поставленного к 150-летию К.С.Станиславского. Он ставил в Мариинском театре («Фальстаф», 2006) и Большом театре («Золотой петушок», 2011; «Герой нашего времени», 2015). Его фильм «Изображая жертву» награжден «Кинотавром»-2006, спектакль «Отморозки» — «Золотой маской»-2012, «Мертвые души» — премией «Хрустальная Турандот».

Таким образом: в Следственный комитет с шумом, дымом и «маски-шоу» в театре 23 мая 2017 года доставили режиссера с европейским именем, одного из самых известных постановщиков современной России.

Комментарии

Юрий Сапрыкин
журналист, музыкальный критик

— Объективная причина обысков, как и всей истории, которая уже долгие годы развивается вокруг «Гоголь-центра», это его недоброжелатели. Они проявляют ее в разнообразных формах — пикетах православных активистов, письмах в прокуратуру, наездах со стороны Минкульта или разговорах о проблемах с финансированием. Сейчас это проявилось в самой решительной форме. Кто эти недоброжелатели и кто способен организовать такую акцию с одновременными обысками в разных точках Москвы и какова, главное, ее цель, я не знаю. Однозначно, что это очень давняя история, корнями уходящая в святую древность еще медведевского срока.

Фигура Кирилла раздражает разных людей в самых разных отношениях. Начиная от того, что он не скрывает свою независимую позицию по разным политическим вопросам и заканчивая тем, что на уровне эстетики его театр и его манера — это красная тряпка для консерваторов из Минкульта и людей, претендующих на государственные бюджеты и предъявляющие ему более удобную повестку. Кирилл — множественный и многоуровневый раздражитель. Но в этом уравнении нет, пожалуй, единственного и самого важного звена — зрителей.

Зрители проголосовали «за» «Гоголь-центр» своими ногами и своими деньгами. Театр, который за свою предыдущую жизнь был одним из наименее посещаемых, все годы при Серебренникове нет свободных мест.

И вокруг него закручивается ужасно интересная жизнь, не только театральная. Она может не иметь прямого отношения к театральным работам Серебренникова, но эта жизнь, невероятно содержательная, которую он умеет вокруг себя организовывать. А без него ее нет.

Была история с «Театром.док», которая долгие годы тянется, был «Тангейзер», тут уже никаких предупреждений выносить не надо, всем давно все понятно. В этой системе любая независимость, вольность, эстетическая радикальность и официальность в высказываниях на социально-политические вопросы чревата разного рода неприятностями. В случае с Кириллом я уверен, что долгие годы на него и театр идет давление.

Виктор Ерофеев
писатель

— Суки! Трудно представить, чтобы власть приняла более безумное решение! Потому что это человек совершенно замечательный режиссер, прекрасный театр. Театр будущего. И даже не зная подробностей, и допуская, что все может быть, понимаешь,  что есть же разные формы разговора и не обязательно  набрасываться с обысками и вопить на весь мир. Чистое  безумие. И если решение сознательное, то это еще один шаг к уничтожению свободной культуры.  А если оно не согласованное, во что я мало верю, то, действительно,  какие-то основные нити власти держатся в непонятных руках.

С точки зрения государственного масштаба, это удар посильнее, чем по Улюкаеву, потому что министр не тот человек, которого знает и любит весь мир. Но Кирилл как замечательный, просто гениальный режиссер известен и любим во многих странах. Мы вместе работали над спектаклем по моему роману «Русская красавица», я сам видел, какие у него бывают  озарения. И если уж таких людей принялись добивать, то  это прямой возврат в 30-е годы.

Самое странное, что  власти   ищут какой-то сумасшедший баланс. Сначала довольно кисло нападают на своих идеологических союзников, когда те  куда-то не туда сворачивают, потом изо всей силы бьют по свободной культуре. Им кажется, что это равновеликие сокращения в плане вольности. Как всегда, они ошибаются,  поскольку  Кирилл человек уникальный и его невозможно уравновесить никем из них.  

Кириллу совершенно не надо хапужничать ни в каком смысле. Когда человек имеет талант, ему важно, чтобы у него шли спектакли, и чтобы эти спектакли прославляли российской искусство. По сути дела, это удар по России. Я бы сказал, просто пощечина, чтобы не сказать, оплеуха.

Я желаю Кириллу всего самого лучшего! У меня послезавтра спектакль  «Русская красавица», я приду в театр и еще раз выскажусь,  поскольку происходит то,  с чем  просто невозможно согласиться. Вспоминаются самые чудовищные расправы с нашими выдающимися  режиссерами: Мейерхольдом, Михоэлсом…

Конечно, это запугивание! Культуру приводят в такое состояние беспокойства, что ей трудно работать, трудно производить что-то осмысленное.  И самое страшное, что  не только тот, кто делает такие вольные вещи, как Серебрянников, но каждый не угодивший может попасть под раздачу. Да что там не угодивший! Под нее может попасть каждый.

Михаил Угаров
режиссер, драматург, худрук «Театра.doc»

— Я, как и все мы, пока очень мало знаю о происходящем. Но, что бы они ни заявляли, веры следственным органам нет. Особенно по экономическим статьям: они у нас теперь используются как карательные. И очень редко — по прямому назначению.  Вот, по-моему, акция устрашения и происходит.

Наш «Театр.doc»  — не государственный театр. Я ничего не понимаю в субсидиях. Но 200 млн рублей, которые «насчитал» Гоголь-центру Следственный комитет (в одной из версий — ведь и цифры гуляют разные!), то очень много для театрального бюджета. Просто фантастика! Шла бы речь о кино или о крупном фестивале международном — ну… еще сопоставимые были бы цифры.

Но для репертуарного театра — это немыслимые деньги.

За пять лет Кирилл Серебренников создал мощный театр. Это история успеха. .Не сомневаюсь, что каждая копейка, выделенная Гоголь-центру, пошла на дело. Театр сам зарабатывал на продажах билетов, привлекал средства меценатов. У них прошел огромный ремонт, почти реконструкция здания. И там явно ни одну копейку не стырили, все пустили в дело. Опыт Гоголь-центра экономический надо изучать и распространять. А вместо этого…

И нет у нас организации, ни общественной, ни государственной, которая могла бы проверить данные Следственного Комитета, — и которой мы бы сами твердо верили. Кроме того… мне кажется, что идет такой правоохранительный хэппенинг. На пустом месте. Без оснований. Ворваться в театр в масках, загнать ребят в одну комнату вместо репетиции, отобрать компики и смартфончики, все перетряхнуть, ничего не найти… и разойтись. Размялись. Встряхнули информационное поле.

Борис Юхананов
режиссер, художественный руководитель Электотеатра Станиславского

— Я солидарен со всеми людьми, которые выражают поддержку Кириллу. Могу поделиться шоком, недоумением и желанием прояснения этой ситуации на всех уровнях. Мне кажется, это какая-то чудовищная глупость и безумие.

Очень сильно тревожит само событие, потому что это выглядит крайне экстремальным актом, связанным с возможным устрашением людей. И это, конечно, неприемлемо. Это огромный шок для всех деятелей театра. Контекст, в котором это происходит, кажется одновременно страшным и нелепым.

Очень жалко Соню Апфельбаум, чудесную, замечательную женщину и прекрасного, невероятного специалиста, так много сделавшего для развития театра. Соня просто удивительная личность, которая так редко встречается в нашей огромной и сложной культурной, художественно-театральной семье. Все ее знают ее как кристально чистого, прозрачного человека, радеющего за нашу театральную  культуру, впрочем, так же как и Кирилл.

К Кириллу я отношусь с огромным художественным и человеческим уважением. Считаю, что он занимает место в театре, которое неподвластно больше никому. Место это яркое, замечательно звучащее и необходимое нашему отечеству. Эти два человека несовместимы ни с каким уголовным преследованием. Это очевидно для всех деятелей театра и лично для меня.

Лия Ахеджакова
актриса

— Обыски в театре мне напомнили историю с терактом в «Норд-осте». Картина очень похожая. Следственный комитет приехал на черных, тонированных машинах огромной бригадой. У актеров отобрали телефоны, они сидели, как арестованные. Что это такое?

Я думаю, идет повсеместное устрашение. Обливают грязью, рисуют карикатуры на меня, брызгали жидкостью в глаза Навального, пытаясь его ослепить, с обыском пришли к Зое Световой. Сейчас пришли к нашему лучшему режиссеру.

Серебренников, я бы сказала, делает великие спектакли. Сколько Россия от него получила! Сколько людей поднялись выше на еще одну ступень духовного, человеческого развития!

Как проводятся эти обыски? Дома! Они думают, что у него дома миллионы? Они так не думают. Они хотят показать: «Вот этот ваш режиссер, который делает такие замечательные спектакли, а мы у него миллиарды  ищем!». Они хотят оскорбить и унизить нас всех. Накалить атмосферу в обществе. Помните, Черномырдин говорил: «Никогда такого не было и вот опять»? Мы это уже проходили.

Сати Спивакова
актриса, телеведущая

— Это мрак и ад. Только вчера Кирилл приходил ко мне на программу, а после ехал репетировать. И я вообще не понимаю, как в наше время в нашей стране можно устраивать охоту на художника. Больше не за кем? Объективных причин действий в отношении Кирилла я не знаю и не вижу. Это все напоминает охоту на ведьм, страннейшее запугивание, смысл которого мне не ясен. Просто ощущение шока и какой-то беды. А откуда она пришла — я не понимаю. Это не может исходить от коллег, театральный цех очень дружный. Это может исходить только от людей, которые хотят выстроить в стране какую-то новую идеологию.

Это великий художник и творец, ничем кроме репетиций и творчества Кирилл Серебренников не занимается. Если это попытка выдавить его из страны — это банальная мысль. Страна свободна, пока можно свободно выезжать и приезжать. И Серебрянников ставит спектакли на Западе, чем лишний раз подтверждает, что мы по-прежнему сильны, хотя бы на поле искусства.

Я уверена, что этот беспредел бумерангом вернется к тем, кто это делает. Чем больше зажимаешь пружину, тем сильнее она выстреливает. Таких людей, как Серебренников надо сохранить, а не пытаться устраивать им такие подлянки.

Михаил Барышников
танцовщик, хореограф

— Меня очень неприятно поразило известие о том, что у режиссера Кирилла Серебренникова и в руководимом им «Гоголь-центре» проходят обыски. Это просто не укладывается в голове. Художник, которым Россия должна была бы гордиться, унижен и оскорблен. А поскольку это человек, известный своей независимостью и свободолюбием, человек, неоднократно выступавший со смелыми политическими заявлениями, эти внезапные репрессии выглядят особенно скверно. Я очень обеспокоен случившимся и надеюсь, что общественность в России и в мире заступится за одного из самых ярких деятелей современного театра.

(оригинал)

Ксения Ларина
театральный критик

— Кирилл Серебренников — это первый случай, когда пришли за творческой интеллигенцией. Буквально после создания Русского Художественного Союза, объявившего крестовый поход против либеральной культуры.

Пишу это чтобы что-то писать , невозможно молча переварить эти чудовищные новости. ничего не понимаю, никаких предположений у меня нет, единственное что могу сказать — Кирилл возглавляет государственное учреждение. и вокруг него все это время вьются вороны и время от времени пытаются выклевать то печень, то глаз, то сердце. Защищаться нечем. Нечем защищаться. Вот голыми руками.

(оригинал)

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera