Репортажи

Второй Уральский кинофестиваль

Гран-при получила «Аритмия» Бориса Хлебникова

Фото: Александр Мамаев / URA.RU / ТАСС

Этот материал вышел в № 103 от 18 сентября 2017
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

Сентябрьский Екатеринбург непривычно ласков и лучезарен: велосипеды, хипстерские кафе с шутливыми названиями, ухоженные берега Плотинки — сердца города, — заполненные юношеством. Кажется, здесь не Урал суровый «в лопатки дует холодом», а Европа. И зимы не будет.

Фестивальные афиши повсюду. Даже странно, что в Екатеринбурге, третьей столице нашей необъятной, — не было игрового киносмотра. Упущение было исправлено в прошлом году. Режиссер Владимир Макеранец и кинокритик Валерий Кичин сочинили объемную панораму российского кино. Город поддержал. И вот уже второй раз с необычайным радушием принимал российских кинематографистов.

Публика выстраивалась в длинные очереди перед показами, в залах невозможно было найти свободного места. Не частое, прямо скажем, для нашего кино явление. На ретроспективах народу меньше. Зато показы музыкальных спектаклей — «Турандот» Бертмана, «Обыкновенное чудо» Поповски и другие — принимали воодушевленно. В Ельцин-центре зрители в шлемах виртуальной реальности погружались в игровые, документальные, анимационные работы в формате 360. Бодро вращались на креслах, рассматривая изображение вокруг себя. Особым успехом пользовался фильм об Эрмитаже, путешествие по залам и векам совершаем вместе Константином Хабенским, встречая то императрицу, то Пиотровского.

Александр Сокуров здесь же, в Ельцин-центре общался со зрителями, рассказывал, что никогда не снимал по заказу, по принуждению. Что свою тетралогию о власти задумал еще в 80-е. Его всегда волновали взаимоотношения индивидуального, личного и истории. Что происходит с людьми, от которых мы все очень зависим? Божественно ли происхождение власти? В своих фильмах он размышлял и о сотворчестве народа с «молохом» власти, а значит, и разделении вины за происходящее в стране.

Кажется, Ельцин-центр стал необходимой и органичной частью живой городской среды. Здесь слушают лекции, смотрят и обсуждают кино, устраивают выставки, показывают спектакли, «бродят квестами» и даже играют в теннис. Но прежде всего, без всяких шлемов совершают путешествие в другое время, в котором на прилавках — морская капуста, Ельцин на городском троллейбусе едет на работу, у Белого дома возводят баррикады, Михалков призывает голосовать за «нашего президента Ельцина», а первые бизнесмены скупают ваучеры. Время вроде совсем недавнее, а полустертое. Ведь о 90-х у нас сегодня предпочитают «либо плохо, либо никак».

Туристы автобусами катят из Екатеринбурга в область — запечатлеть себя у стелы на бывшем сибирском тракте, обозначающей границу: «Европа—Азия». Экскурсовод умолчит о том, что неподалеку есть другой обелиск, подальше — и третий. Кто их считает. Но туристические приманки действуют безотказно. Тем более что Уральские горы действительно образовались на разломе веков и континентов. Здесь повстречались, хмуро оглядев друг друга, разные части света. И до сих пор Европа и Азия пытаются ужиться в одном городском пространстве.

В уральской столице, названной в честь императрицы, времена, эпохи сошлись в клинче. В городе, «покрывшемся памятью», как писал Борис Рыжий, гул исторических трагедий и катаклизмов никак не утихнет. То по поводу захоронения останков царской семьи бьются насмерть. То старейшую Успенскую церковь (здесь молился Александр I) снесут без суда и следствия, то Дом Ипатьевых сотрут с лица земли, а Храм-на-крови, на его месте укоренившийся, будут строить долго и мучительно.

Неподалеку площадь Труда. На месте снесенного большевиками храма Екатерины в 60-е соорудили сквер и фонтан «Каменный цветок» по проекту Петра Деминцева, который екатеринбуржцы признали и полюбили. Когда священники вознамерились снести фонтан по мотивам бажовских сказок и на месте сквера снова возвести большой храм, люди вышли на улицу.

Можно сказать, что вся история края, города, едва ли не каждой центральной улицы — история противостояния государства, официальной церкви и людей. В канун Второго Уральского в городе прошла акция «Обними плотинку». Две тысячи екатеринбуржцев выстроились, держась за руки, вокруг центрального пруда на реке Исеть. Пруд и плотина — все, что осталось от первых 70 лет существования города. Его хотят частично засыпать, чтобы выстроить грандиозный собор. Что предпримут власти, объединившиеся с епархией, предсказать невозможно. К примеру, чтобы соорудить 54-этажный бизнесцентр «Высоцкий», были разрушены архитектурные памятники и усадьбы ХIХ века. Некоторые ночью, тайно. Теперь туристы посещают смотровую площадку на крыше бизнесцентра — цена по будням 250 рублей. Владелец высотки Андрей Гавриловский купил для частного музея «Высоцкий» на аукционах и у Марины Влади вещи, принадлежавшие поэту и актеру, посмертную маску, клочок бумаги с последним стихотворением «Вернусь к тебе, как корабли из песни…». Марине Влади экспозиция понравилась, за исключением «истукана», изображающего Высоцкого.

А вот Дом культуры им. Дзержинского — корпус № 10 в Городке чекистов — знаменитой на весь мир крепости внутри города. Этот комплекс конструктивистских зданий должен был воплощать утопии и мечты советской элиты. В авангардном ДК (нынче краеведческий музей) с мраморной винтовой лестницей, ведущей прямо к пентаграмме в виде звезды — хранится… божественный истукан. Большой Шигиирский идол — древнейшая на планете деревянная скульптура. 11 тыс. лет от роду — не только Дзержинского, но и всех нас переживет. Местные шаманы пытались оживить его с помощью обряда. Получилось ли — неведомо. На последнем этаже рядом со звездой — Зал памяти Романовых, беспощадно убиенных в июле 18-го. Экспозиция повествует об истории обнаружения останков и следствии по делу убийства последних Романовых на Урале, длившемся более 100 лет. Среди экспонатов рисунки цесаревича Алексея, его открытка маме-императрице с пожеланием поскорее выздоравливать, а также «Инструкция по обращению с заключенными Дома Особого Назначения».

Кстати, Храм-на-крови, возведенный на месте Дома Епатьевых, за долгострой, расточительство и воровство народ прозвал «Храмом из бюджета». Именно здесь видеоблогер Руслан Соколовский ловил покемонов. А Денис Мурашов, въехавший на «уазике» в кинотеатр «Космос» и бросивший в кинотеатр, показывающий неправильное кино, «коктейль Молотова», весь день перед акцией устрашения провел в Храме-на-крови. 

Пока он собирался с духом перед иконами, в кинотеатре «Космос» шла церемония открытия Уральского кинофестиваля. Председатель жюри Андрей Прошкин со сцены говорил о том, что его тревожит. О бутылках с зажигательной смесью, брошенных в офис Алексея Учителя, о «деле Кирилла Серебренникова и его подельников»… И вскоре слова его получили печальное подтверждение.

Мэр города Евгений Ройзман лично показывал нам коллекцию Невьянской иконы. Она находится на улице основоположника марксизма — Энгельса. В первом частном музее икон в России — более 300 экспонатов: иконы XVIII—XX веков. Потемневшие от времени и белоликие, смелые по колориту и композиции, филигранно выписанные. В самом существовании Невьянской иконы важен сюжет сопротивления. Старообрядцы не молились за царя. Бежали от крепостного права в Сибирь, на Урал. Ройзман рассказывает, как иконописцы-старообрядцы прятались в скитах от казней, пыток, от облав, обысков. Сохраняли веру и себя. Грамотными, искушенными были и художники, но — что не менее важно, — и заказчики, которые точно знали, что хотели получить за свои деньги. Благодаря им и состоялось это чудо.

На открытии Второго Уральского фестиваля Олег Ягодин со своей группой «Курара» поет-выкрикивает «Надо больше хорошего!». Этот же хит звучит и в стремительном жгучем спектакле-огне «Коляда-театра» «СашБаш» об Александре Башлачеве, которого нервно, неистово играет Ягодин. Магнитофонная пленка струится из рук актеров, как время, как музыка, как вода. На мятой простыне любительская хроника. А перед экраном бьется-мается, кричит и шепчет поэт обреченный. «Есть целое небо, но нечем дышать». Спектакль наэлектризованный, бьет током времени.

«Время ловит нас в воде губами жадными», — пел Башлачев. Дух нашего «ржавого» времени пытались уловить и авторы фестивальных фильмов. Точнее других был Борис Хлебников в «Аритмии». Его картина — о нарушениях ритма любви. Кажется, самому доктору скорой помощи, герою Александра Яценко, очень нужна помощь. Как восстановить дыхание, когда «нечем дышать»? Как спасать других, когда больно тебе.

А герой «Турецкого седла», бывший «труженик наружки», будто списан с нынешних борцов за нравственность, вступающихся за честь императора. У него «Синдром пустого турецкого седла» — выражается в спутанности сознания, обострении устойчивых привычек, искажении представлений о реальности. И как умеет, он пытается эту реальность — «выровнять».

Среди фильмов сокуровских учеников есть маленькая работа «Легкая вина». Его сняла ученица Александра Сокурова Малика Мусаева. История разрушения одной жизни. Юная чеченка Марьяна, не выдержав насилия мужа, бежит домой в село. Но и здесь она нужна лишь милой соседке Милане, которая и успокоит, и на ум наставит: «Если выполнять предписания бога, на сердце будет легко». Со временем и Марьяна наденет платок на коротко стриженную голову… как судьбу примерит. Снимет… Снова наденет — лицо ее словно потемнеет. В финале фильма документальная съемка: чеченские девушки в домашнем застолье — милые, смешливые… эти кадры перебиваются другими: шахидки с прорезью для глаз, с оружием в руках…То ли те же самые девушки, то ли нет… Все они над темной пропастью непредсказуемого «сегодня». А сама Малика уже в Германии, на родине оставаться слишком рискованно.

Сразу после завершения фестиваля состоялись выборы. Временный глава региона Евгений Куйвашев, патронирующий Уральский кинофорум, стал губернатором. И кто теперь скажет, что уже не актуален неувядаемый ленинский лозунг про важнейшее из искусств?

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera