СюжетыПолитика

Не время отстаивать принципы

Главная интрига выборов в Германии: вырвутся ли правые на третье место

Не время отстаивать принципы
Фото: EPA
В воскресенье, 24 сентября, в Германии пройдут 19-е выборы в бундестаг. 61,5 миллиона граждан, наделенных избирательным правом, смогут проголосовать за 598 депутатов, которые в последующие 4 года будут определять вектор развития крупнейшей и наиболее влиятельной страны Евросоюза. Выборы пройдут на фоне серьезных турбулентных процессов — и во внутренней, и во внешней политике ФРГ.

Как известно, в связи с гражданской войной в Сирии канцлер Германии Ангела Меркель призвала европейцев разместить у себя как можно больше беженцев. «Мы справимся!» — эта фраза, произнесенная фрау канцлерин в начале полномасштабного миграционного кризиса, стала крылатой.

В 2015 году, на пике этого кризиса, большую популярность набрали правопопулистские — по определению немецких политологов — силы, завоевавшие поддержку тех, чей комплекс коллективной вины оказался слабее страха за свою безопасность: один из главных лозунгов этого движения — «Исламу не место в ФРГ». Зрители российских центральных каналов, например, хорошо знакомы с антиисламской «ПЕГИДОЙ», активно показавшей себя в истории с якобы имевшим место изнасилованием русской девочки Лизы в январе 2016 года (информация об изнасиловании в ходе расследования не подтвердилась). «ПЕГИДА» («Патриотические европейцы против исламизации Запада»), появившаяся как локальная онлайн-инициатива, продемонстрировала способность консолидировать на почве антиисламской идеи тысячи демонстрантов в разных городах Германии.

«Мама» Меркель под давлением партии повернула направо

Почему в Германии наступили необратимые перемены

Другая заметная правопопулистская сила — партия «Альтернатива для Германии», на волне антимигрантских настроений набиравшая до 14% голосов поддержки населения. Основанная в Берлине в 2013 году, «АдГ» объединила людей различных, порой взаимоисключающих политических воззрений. Среди внутрипартийных союзов, например, были и «Федеральный комитет гомосексуалов в «АдГ», и «Христиане в «АдГ» (причем первые выступали за полное уравнивание в правах однополого гражданского партнерства с традиционным браком, а вторые — против). Собственной популярностью «АдГ» обязана удачному моменту возникновения и умелому «перехвату повестки». Однако, рискуя стать «партией одного вопроса», «Альтернатива» пожертвовала сплоченностью.

42-летняя Фрауке Петри, химик и бывшая предпринимательница из Дрездена, несколько лет назад казалась безоговорочным лидером «АдГ», но весной этого года на федеральном партийном съезде в Кельне большинство членов «АдГ» выступило против курса Петри на «реальную политику» и предпочло Петри дуэт противоположностей: Александра Гауланда и Алис Вайдель. Гауланду 76 лет, 40 из которых он состоял в ХДС. В 2012 году он стал одним из основателей «Берлинского круга» — антимеркелевского движения за возвращение ХДС к консервативным истокам. Политик отрицал правоэкстремистскую ориентацию «ПЕГИДЫ», но однажды в разговоре с журналистами «Франкфуртер Альгемайне» (правда, «не под запись») заметил, что «людям нравится Боатенг (защитник сборной Германии по футболу африканского происхождения. —М.Б.) как футболист, но они не хотели бы, чтобы он был их соседом».

Алис Вайдель и Александер Гауланд из правой «Альтернативы для Германии». Фото: EPA
Алис Вайдель и Александер Гауланд из правой «Альтернативы для Германии». Фото: EPA

Алис Вайдель (38 лет) — бывший аналитик «Голдман Сакс» (что, казалось бы, противоречит антиглобалистской позиции «Альтернативы») и открытая лесбиянка (что, казалось бы, противоречит традиционным ценностям партии). Она — за выход Германии из еврозоны, но экономической повесткой не ограничивается. «Семья — там, где дети» — вот ее основной тезис. По словам Вайдель, воспитывающей двоих сыновей с гражданкой Швейцарии, она готова защищать «брак для всех» от наступающей исламизации. «Ди Вельт» назвала Вайдель «будущим «АдГ»: «…хорошо выглядит, умная, одаренная риторически и, видимо, готовая пожертвовать принципами ради власти».

По последним опросам, отдать свой голос за правых из «Альтернативы» готовы около 7% избирателей — в два раза меньше, чем в 2015 году.

Собственно, интрига сводится к тому, какая из четырех «малых» партий — «АдГ», Свободная демократическая партия, «Союз-90»/«зеленые» или Левая партия — займет третье место после ХДС и Социал-демократической партии Германии (СДПГ).

3 сентября Ангела Меркель довольно уверенно выиграла теледебаты у Мартина Шульца, бывшего депутата Европарламента и кандидата на пост канцлера от СДПГ. При этом функционеры ХДС отмечают, что «выборы выигрываются не на телевидении», и опасаются вмешательства в кампанию российских хакеров.

Мартин Шульц, лидер социал-демократов. Фото: EPA
Мартин Шульц, лидер социал-демократов. Фото: EPA

Правые надеются не только на русских хакеров, но и на русских избирателей. «АдГ» старается переманить протестный русскоязычный электорат у Левой партии (во время югославского конфликта только левые открыто выступали против американских бомбежек, что позволило им завоевать симпатии выходцев из Советского Союза). Сейчас «АдГ» выпускает листовки на русском языке и совместно с журналом CompactMagazin für Souveränität — единственным успешным правым СМИ в стране — проводит Российский конгресс в Магдебурге, где, среди прочего, обсуждается «химическое оружие американцев, созданное для уничтожения мужского населения Германии».

Марк Погребисский, специально для «Новой»

Берлин — Москва

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow