КолонкаПолитика

Кто сбил Су-25

В сирийской провинции Идлиб, которая попала в зону влияния турецкой армии, Россия несет очередные потери

Этот материал вышел в номере № 12 от 5 февраля 2018
Читать

В сирийской провинции Идлиб, в районе села Маасран, боевики сбили российский штурмовик Су-25. На видеозаписи, распространенной группировкой Свободной сирийской армии «Джейш эн-Наср» (организация, деятельность которой запрещена на территории РФ.Ред.), видно, что у самолета горит правый двигатель, а летчик катапультировался.

По всей видимости, оперативно размещенная видеозапись заставила военное ведомство России не хранить молчание, а подтвердить потерю боевого самолета. Минобороны России также признало, что летчик был убит террористами и что Россия вместе с Турцией принимают меры по возвращению его тела. По предварительной информации, Су-25 был сбит из переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК).

Минобороны оперативно рапортовало и о стремительном возмездии, сообщив, что по району, откуда была выпущена ракета класса «земля—воздух», был нанесен «групповой удар высокоточным оружием». В военном ведомстве даже успели подсчитать, что в результате этого было уничтожено более тридцати боевиков.

Провинция Идлиб, расположенная на северо-западе Сирии и граничащая с Турцией, хоть и признана зоной деэскалации, но все равно продолжает оставаться костью в горле как для официальной сирийской власти, так и для России с Турцией.

Именно из-за успешного наступления правительственной армии Сирии в провинции Идлиб 9 января послы России и Ирана были вызваны в МИД Турции, где им были вручены ноты протеста. Турция настаивала, что территорию контролирует «умеренная оппозиция».

Свободную сирийскую армию, в которую входит и «Джейш эн-Наср», «умеренной оппозицией» считают и в США. И не сильно скрывают, что с лета 2012 года вооружением и боеприпасами отряды ССА стабильно снабжают именно США и Турция.

Хотя из провинции Идлиб, из района, контролируемого «умеренной оппозицией», в начале января была осуществлена атака беспилотниками российской авиабазы «Хмеймим».

Дроны атакуют

Почему Министерство обороны рассказывает об успешном отражении атаки беспилотников, но молчит о новогоднем минометном обстреле?

Именно в провинцию Идлиб около недели назад вошел турецкий военный конвой численностью около ста единиц танков, бронеавтомобилей и боевых машин пехоты. Колонна спокойно проследовала от турецкого КПП «Рейханли» по территории, контролируемой ССА.

Получается, что российский Су-25 был сбит боевиками, которые либо контролируются турецкой стороной, либо отбились от рук?

Нельзя исключить, что атака на российский штурмовик была спланированной спецопераций военного командования ССА, недовольного итогами Конгресса национального диалога Сирии, проходившего 29—30 января в Сочи и продолжающего настаивать на том, что «Асад должен уйти».

Уставшие крылья

Российская авиация в Сирии вынуждена действовать на износ

обновление: вопросы к минобороны
Мы приводим вкратце оценку двумя нашими экспертами известных на сегодня из открытых источников обстоятельств трагической гибели в Сирии военного пилота Романа Филиппова. Оба собеседника многократно участвовали в операциях по спасению летчиков в различных обстоятельствах, один в Афганистане, второй в Чечне. Поведение Филиппова в момент гибели оба считают героическим. Но часть коллег посчитает неуместными такой комментарий в момент, когда героизм Филиппова заслонил объективную картину собственной гибели. Они не желают называть свои имена. Большинство СМИ и официальный комментарий МО сообщают о контрольном или разведывательном облете зоны деэскалации парой Су-25СМ (Филиппов был ведущим), по необъяснимой причине снизившихся до 4 км, то есть высоты, где их уже мог достать переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК). Но ни одного свидетельства, из которого «вытекают» эти самые 4 км нет. А если исходить из видео, распространенного боевиками, самолет Филиппова был сбит гораздо ниже, около 2,5 км. Никакое разведзадание не нуждается в таком драматическом снижении. Да и беспилотных средств разведки у нашей армии на базе Хмеймим достаточно. Одно из них в этой же провинции боевики сбили буквально накануне. Все говорит, что Су-25СМ Романа Филиппова выполнял боевое задание с применением штатного вооружения. На такой небольшой высоте труднее всего уйти от ракеты в момент выхода из пикирования, но это лишь предположение.
Кроме того, возникает главный вопрос: где был второй Су-25СМ? Любые задания выполняются в паре в том числе и для того, чтобы товарищ барражировал над местом падения парашюта и отгонял всеми средствами противника, сохраняя драгоценные минуты для ПСС (поисково-спасательной службы), которая еще до начала задания должна сидеть «на низком старте». Такова была общая практика во всех наших войнах. Либо ведомый майора Филиппова к моменту поражения израсходовал весь боезапас, либо он вообще выполнял часть задания в одиночку (хотя в это трудно поверить). Нет никаких признаков боевой активности ведомого, прикрывающего Филиппова в воздухе и на земле. Но неготовность ПСС и отсутствие прикрытия говорят в первую очередь о плохой подготовке задания, то есть о прямой вине командиров Романа Филиппова. Похоже, наше командование в Сирии слишком расслабилось, если позволяет своим пилотам снижаться ниже границы действия ПЗРК в зоне, где уже неделю идет самая масштабная военная операция за последнее время. На войне часто герои рождаются из-за ошибок командования. И последовавший за этим ракетный «удар возмездия» не должен никого отвлекать от главных вопросов, которые немедленно приходят на ум любому специалисту.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow