КомментарийПолитика

«У нас есть много мощнейших веществ индивидуального поражения»

Что не так с популярной версией отравления Скрипаля: комментарий военного врача

Этот материал вышел в номере № 28 от 19 марта 2018
Читать

Политический скандал вокруг отравления в Солсбери бывшего двойного агента Сергея Скрипаля и его дочери Юлии разрастается в собственной логике: симметричных и ассиметричных дипломатических мер и совсем уж вышедших за рамки дипломатических приличий высказываний с обеих сторон. В то же время дополнительной информации о реальных обстоятельствах трагедии пока не появилось.

Активнее всего обсуждается версия британской газеты The Telеgraph, которая, со ссылкой на источники, близкие к официальному следствию, сообщила, что Юлия Скрипаль могла провезти отравляющее вещество из России в своем багаже, не подозревая об этом. Якобы «предмет одежды, косметики или подарок» могли быть пропитаны отравляющим веществом, прежде чем оказались в доме Скрипаля в Солсбери.

Мы обсудили эту версию, а также другие аспекты применения химического отравляющего вещества, от которого предположительно пострадали Скрипали и еще более ста человек в Солсбери, с экспертом. На наши вопросы ответил Игорь Александрович Милютин, полковник медицинской службы, Герой России. Милютин окончил Военно-медицинскую академию, изучал токсикологию, военно-полевую терапию, боевые отравляющие вещества, их фармакологию, физиологию, клиническую картину применения, методы защиты от них и лечения.

Игорь Милютин

военный врач, полковник медслужбы

— Одним из направлений моей деятельности в силу специальности и служебных обязанностей была токсикология в специфических условиях применения боевых ОВ. Я изучал воздействие на организм фосфорорганических нервно-паралитических ядов как оружия массового поражения. К этой группе английские эксперты отнесли и вещество, использованное в покушении на жизнь Сергея Скрипаля и его дочери. Ими рассматривается в том числе и версия о том, что ядом был тайно обработан какой-либо из предметов в чемодане Юлии, дочери Скрипаля, и таким образом доставлен в Англию. Открыв чемодан или получив контакт с этим предметом, отец и дочь были поражены нервно-паралитическим ОВ. Используя общеизвестные факты, эту версию можно оценить следующим образом.

Одим из важных общих свойств всего класса боевых нервно-паралитических фосфорорганических отравляющих веществ является их нестойкость.

Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника
Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника

В заводской упаковке, контейнере, боеприпасе или ампуле без контакта с воздухом и влагой они хранятся достаточно долго. Но при нарушении упаковки летом в капельно-жидком виде они сохраняют свои свойства всего лишь в течение нескольких часов. Зимой, на морозе, — до суток.

Предположим, преступник решил нанести фосфорорганическое ОВ на какой-то предмет в чемодане. Все эти вещества — одного поля ягоды и будут вести себя почти одинаково. Трудно рассчитывать, что человек получит поражение по тому сценарию, который описан в СМИ как версия английского следствия.

Газ и «Буки»

Гибридные войны создали нашей стране такую репутацию, что обвинения в отравлении Скрипаля последовали до результатов официального расследования

Транспортировать ОВ в чемодане, кейсе нереально. Если жертва-посредник откроет чемодан раньше времени, она получит мгновенное поражение, и операция остановится в этот момент. Но и сам яд в чемодане немедленно начнет разрушаться.

Кроме того, чемодан должен быть герметичным. При планировании убийства это обстоятельство вне воли убийцы — тип чемодана выбирает жертва. А если он негерметичный и попадет в салон как ручная кладь (обычная практика), в полете могут погибнуть или получить тяжелые поражения все пассажиры, а то и экипаж. Не забывайте, это мощное оружие массового поражения.

Еще одно свойство фосфорорганических ОВ свидетельствует против версии, обсуждаемой в английской прессе. Их воздействие на организм начинается мгновенно.

Нет никакого интервала во времени между минимальным контактом жертвы с веществом (например, вскрытием контейнера) и началом первых симптомов.

Они наступают немедленно независимо от типа контакта. Начинается прямое воздействие на мускариночувствительную и никотиночувствительную системы, то есть на центральную нервную систему. Нервные импульсы, команды управления внутри организма передаются химическими механизмами. Вот их нервно-паралитические вещества и блокируют.

При радиоактивном облучении человек еще может какое-то время совершать активные осмысленные действия. А у ОВ нет отсроченного действия, они создавались для немедленного убийства большого количества людей на поле боя. В зависимости от концентрации человек должен погибнуть или немедленно, или в течение короткого времени.

Если концентрация совсем небольшая, все равно немедленно начинаются выделения из носа, слюноотделение, заложенность в груди, резко сужаются зрачки. После наступает рвота, непроизвольное мочеиспускание и дефекация. Далее появляются судороги, переходящие в коматозное состояние. Напомню, что Скрипаля с дочерью обнаружили на лавке в судорожном состоянии и доставили в клинику в коме — классическая картина.

Юлия и Сергей Скрипаль
Юлия и Сергей Скрипаль

«Надо было навсегда лишить Россию ее секрета»

Интервью Вила Мирзаянова, одного из разработчиков секретного яда «Новичок» — Павлу Каныгину

Если в этот момент не оказать помощь, человек задыхается, происходит остановка сердца и смерть. Стремительность развития клинической картины зависит от концентрации отравляющего вещества и в рассматриваемом нами случае она, видимо, была минимальной. Но без своевременной медицинской помощи конец одинаковый для всех.

Если предполагаемый участник создания яда, примененного в Солсбери, утверждает, что его смертельная концентрация в пять раз меньше, чем у зарина, то доза нужна меньшая, а скорость проявления симптомов вплоть до летального исхода должна быть еще выше. Нет никаких шансов у версии, что жертвы открыли дома чемодан, получили поражение, зашли в торговый центр, а потом поели в кафе и присев на лавочку, плохо себя почувствовали.

Юлия могла бы привезти яд в чемодане, если предположить, что она получила обработанный фосфорорганическим ОВ абсолютно герметично упакованный подарок. Но открыв упаковку вместе с отцом (а поражение они получили одновременно, судя по симптомам), она не смогла бы дойти до кафе.

При дикой головной боли и мгновенном сужении зрачков с почти полной потерей зрения (начальная стадия) они максимум успели бы вызвать скорую помощь.

Но они и этого не смогли, как мы знаем. Никакого светлого промежутка между попаданием яда в организм и развитием симптомов нет. Проще говоря, где следы ОВ обнаружены, там они и дозу получили. А где дозу получили, там и остались, или где-то совсем рядом.

Ведь это вытекает из заложенных при создании нервно-паралитического вещества свойств. Пораженный солдат на поле боя не должен иметь ни минуты времени на осмысленные действия. Поэтому ему выдается индивидуальная аптечка, и он может остаться в живых если немедленно на месте введет себе или товарищу антидот инъекцией прямо через обмундирование.

А теперь переговоры?

Кокаин, ядерные боеголовки и нервно-паралитические вещества в качестве инструментов внешней политики — еще недавно это было монополией Северной Кореи

Поверьте мне, как токсикологу, что у нас есть огромное количество мощнейших веществ именно индивидуального поражения. Для скрытного убийства за границей конкретного человека боевые нервно-паралитические вещества — самый неправильный выбор, какой только можно себе представить.

Это алогично, выбирать вещества группового поражения. В организме пораженного человека следы ядов этого класса сохраняются очень долго и обнаружить их довольно легко даже при самой минимальной концентрации ОВ. Единственное предположение — убийцам нужен был максимальный резонанс и наплевать, кто окажется рядом и попадет в зону действия ОВ.

Хочу подчеркнуть, что я опираюсь на общие свойства нервно-паралитических фосфорорганических ОВ. Про вещество «Новичок» я ничего не знаю, но если английские эксперты его отнесли к этому классу, он должен действовать ровно так же. Поскольку предполагаемый соавтор этого вещества сообщил, что оно было в каталоге у английских экспертов, то могу добавить следующее.

Для того, чтобы правильно делать масс-спектральные анализы, результаты которых заносятся в каталог, должен быть образец вещества, либо образец его спектрограммы. То есть, сначала мы каким-то образом получаем образец, изучаем его и лишь затем заносим в каталог. Либо англичане синтезировали этот пока еще весьма условный для меня «Новичок» самостоятельно, либо каким-то образом получили его образец. Например, украли с помощью спецслужб (после чего его легко можно синтезировать и самостоятельно), купили на черном рынке. Это вовсе не означает, что они причастны к преступлению. Образцы всех потенциально опасных для национальной безопасности ОВ все страны стремятся получить любым путем.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow