Сюжеты

Без контакта

Год запрету российских соцсетей в Украине. Материал «Громадского»

Общество

11
 

Запрет российских ресурсов — «Яндекс», а также сайтов MailRu Group — почтового сервиса, соцсетей «Вконтакте» и «Одноклассников» и других вступил в силу в Украине год назад. Президент Петр Порошенко подписал соответствующий указ после решения об этом Совета национальной безопасности и обороны Украины. Запрет подавался как экономическая мера, чтобы не пополнять бюджет государства-агрессора, однако кроме того это делалось из соображений безопасности и ограничения распространения российской пропаганды. Громадское разбиралось, достигла ли блокировка своих целей.

Наталья Тихонова, «Громадское» при поддержке «Русскоязычной медиасети» 

Кадр из сюжета «Громадского»

Почему запретили

В указе президента Украины речь идет об экономических и иных ограничительных мерах в отношении России. В самом документе не объясняется, почему такое решение принято и к каким последствиям оно должно привести.

Сразу же после запрета Петр Порошенко пообещал удалиться из российских социальных сетей «Вконтакте» и «Одноклассники», написав прощальный пост на этих ресурсах. В нем он пояснил свои действия соображениями безопасности:

«Гибридная война требует адекватных ответов на вызовы. Поэтому с целью воздействия на оппонентов и контрпропаганды моя команда использовала страницы в некоторых российских соцсетях. Но массированные кибератаки РФ по всему миру, в частности — недавнее вмешательство в избирательную кампанию во Франции, указывают, что пришло время действовать иначе и более решительно», — написал президент.

Глава Совета по национальной безопасности и обороне Украины Александр Турчинов  (РНБО) заявил, что инициатором блокировки российских сайтов стала СБУ. В качестве причин он назвал распространение там пиратского контента и возможность заменить часть ресурсов украинскими аналогами.

Как отреагировали пользователи

В мае 2017 года в десятку самых популярных сайтов в Украине входили четыре российских ресурса, при чем «Вконтакте» занимала третью строчку. Через год все российские сайты из десятки выпали, «Вконтакте» теперь стоит на 11-м месте.

«Аудитория „Вконтакте“ в Украине составляла 13 миллионов пользователей, — рассказывает представитель Internews-Украина, медиааналитик Виталий Мороз, — после блокировки она сократилась на 30%».

В то же время, количество пользователей других социальных сетей, например Facebook, возросло. «В мае 2017 года у этой сети было 6-7 миллионов пользователей, однако уже через несколько месяцев ее аудитория достигла 10 миллионов», — поясняет Виталий Мороз.

Часть пользователей остались верны привычным ресурсам и продолжили пользоваться ими через VPN. «Наверное, мы все попадали в такси, в котором водитель через VPN использует Яндекс-карты. Это очень смешно, но означает, что люди хотят использовать эти услуги по своим причинам», — говорит директор Представительства Freedom House в Украине Мэтью Шааф.

Сколько потерял бюджет Украины

У компаний «Яндекс» и MailRu Group были представительства в Украине, которые закрылись после блокировки их ресурсов. Сотрудникам предложили работу в российских офисах компаний.

«Общее число персонала в „Яндекс.Украина“ по состоянию на начало 2014 года — более 500 человек, включая офис в Симферополе и “надомников”. Потом, разумеется, их было меньше. Насколько я знаю, год назад в компании работало более 300 человек», — рассказывает экс-глава украинского представительства компании Сергей Петренко, он занимал этот пост до 2014 года.

Большинство сотрудников решило остаться в Украине, предложение о переезде приняло лишь несколько десятков человек, считает Сергей Петренко.

В Министерстве экономического развития Украины Громадскому заявили, что не подсчитывали экономический эффект от санкций в отношении России.

Однако от ухода компании с украинского рынка бюджет страны понес существенные потери, считает Сергей Петренко: «В среднем в год Яндекс. Украина платила несколько миллионов долларов налогов и входила в число крупнейших налогоплательщиков, даже получала грамоты от налоговой службы. В период с 2013 по 2017 год компания не заплатила ни копейки за пределами Украины, в том числе потому, что Нацбанк Украины запрещал вывод таких средств, и весь доход реинвестировался в развитие украинских сервисов».

Более того, компания занималась привлечением инвестиций, считает Сергей Петренко: «Осенью 2016 года была создана компания „Яндекс.Такси.Украина“, в которую было инвестировано несколько миллионов долларов. Это публичные данные — уставной фонд компании составил 180 млн гривен (почти $7 млн)».

Сколько потеряли российские компании

Российские соцсети потеряли доходы от рекламы в украинском сегменте интернета. Аналитики считают, что речь идет о десятках миллионов долларов: «MailRu. Group и Яндекс теряют сейчас миллионы, десятки миллионов долларов, потому что маркетологи, которые разрабатывают маркетинговые компании крупных брендов, теперь обычно уже не включают российские социальные сети в свои планы — они не размещают там рекламу, то есть не платят в Россию», — поясняет Виталий Мороз.

Реклама в Яндексе была крайне популярна, считает экс-глава представительства компании в Украине Сергей Петренко: «С компанией сотрудничало не менее сотни рекламных агентств, скорее всего, больше. По состоянию на 2014 год количество клиентов, которые покупали рекламу в Яндексе в Украине составляло более 40 тысяч предприятий и предпринимателей».

Однако на общей капитализации компаний «Яндекс» и MailRu Group потеря украинского рынка сказалась слабо. Гендиректор Mail.Ru Group Борис Добродеев говорил, что украинский бизнес не вносил существенного вклада в выручку компании. Доля Украины в общем доходе «Яндекса» составляла несколько процентов, поясняет Сергей Петренко: «Доход „Яндекс. Украины“ в 2016 году не превышал $40 млн. Скорее, 30-35. Доход всей компании „Яндекс“ в 2016 году составил $1,25 млрд. Итог 2017 года всего „Яндекса“ — $1,63 млрд, то есть рост на 24%».

На котировках акций «Яндекса» на бирже NASDAQ блокировка ресурса в Украине не сказалась. Ценные бумаги компании показывают рост, на который повлияло лишь введение США антироссийских санкций.

Однако успехи российских интернет-компаний связаны в первую очередь с популярностью этого рынка, считает медиааналитик Виталий Мороз: «Глобально все технологичные компании в мире и в России сейчас получают все больше и больше доходов, потому что интернет разрастается. Поэтому показатели „Яндекса“, MailRu. Group глобально растут, и доля доходов из Украины, которые они недополучают, для них не настолько уж значима. Потому что глобально они зарабатывают миллиарды долларов, а потери в Украине — это десятки, до сотни миллионов долларов».

Безопасность VS свобода

Блокирование российских интернет ресурсов стало, по сути, первой ограничительной мерой в свободном украинском интернете. Громадское направило запросы в Службу безопасности и Совет по национальной безопасности и обороны Украины с просьбой разъяснить, насколько эти меры оказались эффективными, однако ответа пока не получило.

Украинские правозащитники считают, что запрет на российские ресурсы в Украине не помог пресечь распространение пропаганды, однако стал серьезным ограничением свободы в сети, поясняет глава «Лаборатории цифровой безопасности» Ирина Чуливская: «„Вконтакте“ и другие российские соцсети — это только площадка, на которой люди общались. Поскольку люди там были, среди них распространялась эта пропаганда. Закрыли этот ресурс, открыли следующий — началось все с начала. Запретить, ограничить техническими средствами распространение пропаганды в интернете невозможно. Так устроен интернет, тогда нужно его вообще отключать».

Блокироваться должен только тот контент, который опасен, считает глава Представительства Freedom House в Украине Мэтью Шааф: «Мы считаем, что если власть нашла какую-то опасную информацию в сети, она должна проверяться, и если в ней есть угроза для молодой украинской демократии —  ее обязательно нужно запрещать. Но это решение не должно приниматься в тени. Неправильно, когда решения о блокировке контента для миллионов людей принимаются за закрытой дверью, без участия пользователей сети и компаний».

Ограничение интернета — мировой тренд, и меры, которые принимает Украина, не настолько суровы, как действия России, считают эксперты. Там решение о блокировке сайтов принимает Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), по новому закону блокироваться должны также и те ресурсы, которые помогают обойти запрет — VPN и анонимайзеры. Кроме того, из-за отказа предоставить ключи шифрования под запрет в России попал мессенджер Телеграм, Роскомнадзор тщетно пытается его заблокировать уже несколько недель.

«Правительство дало сигнал обществу, что с этими сайтами не все в порядке. Вместе с тем, украинские пользователи могут получить доступ к этим сайтам, им никто не запрещает этого делать. Они могут пользоваться VPN, анонимайзерами, это немного усложняет доступ, но технически все возможно», — говорит медиааналитик Виталий Мороз.

Акция «За свободный интернет» в Москве, 13 мая 2018. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

Одновременно эксперты в один голос говорят об опасности российского пути регулирования интернета и важности привлечения гражданского общества.

«Украине нужно будет балансировать, не отказываясь от демократичных основ функционирования страны, предлагать решения, где была бы саморегуляция и совместная регуляция интернета — вместе с IT-специалистами и гражданским обществом», — считает Виталий Мороз.

Бороться с российской пропагандой нужно, предпринимая разумные шаги на долгую перспективу, говорит Ирина Чуливская: «Нужно развивать медиаграмотность населения, показывать, как отличать манипуляции, показывать людям, что происходит, и как они могут от этого защититься. Государство не должно быть таким “старшим братом”, который говорит, что эти все людишки неграмотные, они не разберутся, где пропаганда, а где нет, давайте я им что-то запрещу. Этот шаг патерналистский, популистский и просто неэффективный».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera