РепортажиОбщество

Свинство частное и с государственным размахом

Саратовские леса заливают канализационными стоками и заваливают мусором

Этот материал вышел в номере № 60 от 8 июня 2018
Читать
Свинство частное и с государственным размахом
Фото: Матвей Фляжников — специально для «Новой»

До середины июня Министерство природных ресурсов РФ намерено разработать национальный проект «Экология», в рамках которого предполагается ликвидировать несанкционированные свалки в городах и очистить берега крупных рек.

Мусорная проблема достигла таких масштабов, что уборку пришлось вносить в президентский указ и называть стратегической задачей державы.

Власти пытаются перехватить тему, ставшую причиной протестных выступлений. «Единая Россия» объявила о запуске партийного проекта «Чистая страна», при помощи которого планируется наладить «обратную связь с населением для получения оперативной и достоверной информации об экологических проблемах». Общественная палата сообщает о подготовке пяти тысяч общественных инспекторов, которые будут фиксировать природоохранные нарушения и направлять материалы в контролирующие службы.

Жители Саратова намерены обратиться на прямую линию президента с просьбой о помощи местным особо охраняемым природным зонам. Уникальный городской лес на Кумысной поляне заливают нечистоты с неисправной канализационной станции. Дубраву у пруда Семхоз заваливают отходами со стройплощадок соседнего микрорайона.

На черной «речке»

Олег останавливает машину на окраине города, где многоэтажки стоят окнами в степь. Слева — овраг, заросший белой акацией. Дальше — небольшой лесок и речка Гуселка. Это часть особо охраняемой природной территории «Кумысная поляна». На самом деле нашего проводника зовут не Олегом. Называть настоящее имя в газете он не хочет. «Я — человек маленький. Они — люди большие», — собеседник кивает на бело-зеленые высотки справа. Жилищный комплекс «Изумрудный» построен группой компаний «Аркада», генеральным директором которой много лет был депутат городской думы Алексей Березовский.

Фото: Матвей Фляжников — специально для «Новой»
Фото: Матвей Фляжников — специально для «Новой»

«Два года назад в округе появился канализационный запах. Было непонятно, откуда он идет. Этой весной завоняло так, что стало ясно — отсюда», — Олег разворачивает кадастровую карту. На ней по-военному, стрелками, отмечены точка сброса и маршрут прохождения канализационных стоков, граница заповедной дубравы, место массовой гибели деревьев.

Продираясь через бурелом, спускаемся в овраг. Внизу журчит мутный поток с невыносимым запахом. Весь склон покрыт засохшей грязью. При каждом шаге фекальная корка трескается, взлетают тучи мошек. На другом берегу — заваленный мусором забор. Через дыру видна канава, по которой стоки выходят из-под ограды в лес. Судя по карте, на этом участке должны находиться котельная, трансформаторная и канализационно-насосная станция «Изумрудного».

«Я бы сам не поверил, потому что такого не может быть никогда: неужели целый поселок с 16-этажными домами можно построить без центральной канализации?»

— разводит руками Олег. По его наблюдениям, первые дома здесь ввели в эксплуатацию четыре года назад, на сегодня заселено около половины квартир.

Фото: Матвей Фляжников — специально для «Новой»
Фото: Матвей Фляжников — специально для «Новой»

Черная «речка» течет по особо охраняемой природной территории почти три километра. Раньше в овраге били родники, из которых дачники брали воду для питья и полива. «Свежесть была — не надышишься. Здесь клен татарский растет, он пахнет, почти как липа. Теперь люди перед тем, как на дачу ехать, проверяют, откуда ветер дует. Если со стороны сброса — лучше не приезжать, здесь невозможно находиться». Деревья на берегу канализационного потока покрыты зеленоватой плесенью. Ниже по течению лежит куча гнилых стволов, перед ними разливается целое болото нечистот.

«Вонючка» впадает в Гуселку у поселка Цветочный, где на бюджетные деньги построили дома для сирот и переселенцев из аварийного жилья. На берегу Гуселки валяются куски старой штукатурки, пенопласта, чернеют кострища с остатками рыбы. Поперек реки натянуто боновое заграждение из оранжевой резины. В «гамаке» застряли бревна и пластиковые бутылки.

Как говорит заместитель гендиректора ГК «Аркада» Станислав Шмойлов, компания построила канализационно-насосную станцию в «Изумрудном», но на сегодня не является ее собственником. Саратовская природоохранная прокуратура выяснила, что участок земли под станцией принадлежит ЗАО «Сартехстройинвест». «Сама КНС не оформлена и не передана муниципалитету или водоканалу», — говорит старший помощник природоохранного прокурора Максим Гречаник. Ведомство намерено наказать ЗАО по статье 8.13 КоАП «Нарушение требований к охране водных объектов» (предусмотрен штраф до 40 тысяч рублей) и выдать представление о ремонте канализационной станции.

Грузовики вместо лесников

К пруду Семхоз ведет пыльная грунтовка, накатанная между бывшими коровниками. В прошлом веке здесь работала ферма, вокруг были экспериментальные поля НИИ сельского хозяйства Юго-Востока. Пруд в родниковом овраге соорудили, чтобы брать воду в случае пожара. На берегу выросли дубы. Как отмечают эксперты филиала института проблем экологии и эволюции имени Северцова, для Саратова 70-летний дубовый лес естественного происхождения — большая редкость.

На берегу лежат кучи бытового хлама. Под корнями деревьев — самодельные мангалы с закопченными кирпичами. В камышах застряли пустые бутылки и старые шины. В прошлом году Семхозом заинтересовалась инициативная группа жителей из соседнего микрорайона Солнечный-2. В поселке экономкласса, где строится жилье для льготников, парков нет. Активисты решили очистить дубраву. Вручную собрали полный КамАЗ мусора. На встрече с губернатором (Валерий Радаев считался тогда временно исполняющим обязанности и накануне выборов объезжал окраины) попросили обустроить территорию для прогулок. Губернатор пообещал природный парк в 40 гектаров.

Фото: Матвей Фляжников — специально для «Новой»
Фото: Матвей Фляжников — специально для «Новой»

Нынешней весной вышло постановление областного правительства об организации особо охраняемой природной территории величиной шесть гектаров. Вместо лесников здесь появились грузовики и бульдозеры. «Первый раз приехали в феврале. Прораб сказал мне: расчищаем площадку под строительство дома. Я возмутилась. Они проработали всего два дня, но навезли на опушку целую гору грунта», — вспоминает одна из лидеров инициативной группы Елена Портнова. Второй раз КамАЗы с землей и мусором появились в мае. По наблюдениям активистов, машины прибывали каждые пять минут. Портнова обратилась в природоохранную прокуратуру, региональное министерство природных ресурсов, областную думу, районную администрацию.

Свалка нависает над опушкой со стороны Солнечного-2. Это явно не дело рук отдельных несознательных граждан. Гора из глины и бетонных обломков высотой почти сравнялась с дубами. Под склоном валяются большие черные мешки с сухими листьями — так обычно упаковывают отходы, собранные на городских субботниках. Как опасаются активисты, свалка нарушит водный баланс родников, питающих пруд. Водный объект исчезнет, и у застройщиков будет больше шансов освоить этот участок.

«В 2011 году нам уже обещали создать в Солнечном-2 парк Героев Отечества. В 2014-м вместо парка заговорили о бульваре, зона зеленых насаждений превратилась в зону общественно-деловой, а затем — жилой застройки. Год назад мэрия выдала разрешение на строительство двух многоэтажных домов на том месте, где должны были расти деревья. Мы боимся, что подобная история произойдет и на Семхозе», — говорит Елена Портнова.

По словам Портновой, активисты, проехав за грузовиками, видели, что строительные отходы на Семхоз везли из котлована будущей школы в Солнечном-2. Как уже рассказывала «Новая», в феврале жители поселка собрали больше тысячи подписей под обращением к президенту с просьбой построить школу. Правительство РФ выделило на работы 787 миллионов рублей из резервного фонда. Спикер ГД Вячеслав Володин пообещал, что объект будет сдан к декабрю.

Понарожали, но не понастроили

Малыши периода беби-бума подросли и готовы идти в школу. Но там для них не хватает мест

Сегодня бывший пустырь на улице Гришаева огорожен сеткой-рабицей. Котлован уже готов, на дне белеют сваи. Спросить, действительно ли отсюда возили грунт на Семхоз, не у кого. На стройплощадке стоят два бульдозера, грузовик, автокраны, но водителей в кабинах не видно. На информационном щите на заборе нарисован эскиз здания, названия и телефона застройщика нет.

Как полагает директор саратовского филиала института проблем экологии и эволюции Михаил Опарин, для сохранения дубравы на Семхозе нужно принимать срочные меры: «Антропогенная нагрузка растет. Пруд загажен. Если ничего не делать, этот зеленый массив исчезнет через пять лет».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow