Колумнисты

Бензин не для всех

Действия правительства провоцируют дефицит топлива

Фото: РИА Новости

Этот материал вышел в № 62 от 15 июня 2018
ЧитатьЧитать номер
Экономика

Арнольд Хачатуровкорреспондент

 

Независимый топливный союз 9 июня выступил с заявлением о том, что бензин в России к концу года может подорожать до 100 рублей за литр. Этот сценарий реализуется, если правительство попытается директивно заморозить розничные цены на горючее, заявили в НТС. В этом случае 15 тысяч независимых сетей АЗС, которые сейчас обеспечивают 60% рынка и часто работают в убыток из-за перекосов в российской энергетической отрасли, будут вынуждены закрыться вместе со значительной частью топливной инфраструктуры страны. Монопольное положение крупнейших нефтяных компаний усилится, а это неизбежно приведет к повышению ценников на автозаправках.

Вице-премьер Дмитрий Козак назвал этот прогноз «апокалиптическим» и пообещал, что правительство не допустит такого скачка цен на моторное топливо. Разумеется, Независимый топливный союз отражает экономические интересы определенной группы АЗС и не может претендовать на абсолютно объективную аналитику, а цифра в 100 рублей за литр бензина выбрана для пущей убедительности. Но определенные поводы для беспокойства все же есть.

Владимир Путин в ходе «прямой линии» возложил ответственность за топливный кризис на правительство, деликатно объяснив его «неточным регулированием в сфере энергетики». Арсенал инструментов правительства недостаточен для того, чтобы остановить подорожание горючего. Не помогают не только интервенции ФАС, которая регулярно возбуждает антимонопольные дела против нефтяных компаний и топливных трейдеров, но и прямые финансовые стимулы со стороны правительства. Так, несмотря на экстренное вмешательство властей и снижение акцизных ставок — вместо 11 892 рублей за тонну акцизы останутся на отметке в 8213 рублей, — среднероссийские цены на бензин в ряде регионов продолжили расти. Налоговые послабления в лучшем случае замедлят этот процесс, поскольку индексация акцизов сама по себе не могла привести к повышению цен на горючее на 8% (в 5 раз больше официальных показателей инфляции за тот же период).

Соглашение правительства о сдерживании розничных цен на бензин и дизельное топливо в обмен на смягчение акцизной политики было достигнуто с лидерами рынка, которые привыкли игнорировать позицию независимых АЗС. Власти ведут диалог с вертикально-интегрированными гигантами, которые охватывают всю производственную цепочку — от добычи нефти на скважине до переработки и розничной продажи.

Это связано с ключевой особенностью российской нефтяной отрасли: маржинальность между разными звенья­ми производственной цепочки нефтепродуктов распределяется крайне не­равно­мерно. Компенсировать убыточность розничной торговли за счет оптовой торговли и экспортной деятельности могут только крупнейшие компании. Зарубежные поставки нефтепродуктов при текущей рублевой стоимости нефти гораздо выгоднее, чем продажи внутри страны. Независимые АЗС лишены такого выбора и вынуждены принимать де-факто картельные правила игры, которые им диктует «крупняк». К примеру, с марта по начало июня оптовые цены выросли в среднем в два раза сильнее, чем цены на заправках. Для нормальной доходности АЗС розничная стоимость моторного топлива должна была бы приблизиться к 47 рублям за литр.

При этом розница — это единственный сегмент нефтяной отрасли, где сохраняется реальная конкуренция. В нефтедобыче и переработке более трех четвертей рынка контролируют четыре крупные компании, из которых две, «Роснефть» и «Газпромнефтегаз», принадлежат государству, а оставшиеся две, «Лукойл» и «Сургутнефтегаз», вполне лояльны властям. В прошлом году в производстве автомобильного бензина доля этих четырех компаний составила 86,6%. При такой структуре рынка независимые заправщики уже несколько лет дышат на ладан, зато властям легче действовать в режиме ручного управления.

Правительство не торопится под­ни­мать тему демонополизации нефтяной отрасли и ищет паллиативные меры, чтобы стабилизировать ситуацию. В начале июня Минфин выступил с предложением наделить правительство правом повышать пошлины на зарубежные поставки бензина, дизельного топлива и керосина до 90% от пошлины на нефть. Параллельно ведомство представило прямо противоположный по своим по­следствиям законопроект о завершении к 2024 году налогового маневра в нефтяной отрасли, который предполагает поэтапное обнуление экспортных пошлин. Это означает, что внутренний рынок станет еще менее привлекательным, а цены на бензин продолжат расти. Более того, сохранится жесткое бюджетное правило, которое не позволяет укрепиться рублю и тоже стимулирует экспорт нефтепродуктов.

Чтобы не допустить новых ценовых шоков, власти собираются субсидировать НПЗ, производящие бензин, через систему отрицательных и плавающих акцизов. Но пока население в состоянии платить, топливо будет становиться все менее доступным — странно ожидать другого от неконкурентного рынка.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera