Комментарии

Больше пошлин — больше убытки

Почему предложение таможенной службы платить за любую зарубежную посылку вредно для государства

Фото: РИА Новости

Этот материал вышел в № 64 от 20 июня 2018
ЧитатьЧитать номер
Экономика

Валерий ШиряевНовая газета

5
 

Федеральная таможенная служба направила в Минфин предложение брать с граждан по полтора евро за каждую посылку из-за рубежа, заказанную на иностранных сайтах, начиная с 2020 года. Свое мнение об этой инициативе «Новой газете» излагает Александр Иванов — президент Национальной ассоциации дистанционной торговли.

Александр Иванов
президент Национальной ассоциации дистанционной торговли

— Поскольку эксперимент по таможенному регулированию посылок проводит весь мир, можно было хотя бы взглянуть на чужой опыт. ФТС лучше всех других органов власти в России знает, что везде в мире это обернулось огромным убытком для государства.

Никаких поступлений в бюджет таким способом никому на планете Земля получить пока не удалось.

Пара копеек перепала государствам с высоким пошлинным порогом. Это США в первую очередь. Там берут пошлину за каждую посылку, стоимость которой превышает 800 долларов. Мы собираемся брать деньги, если гражданин получает товаров более чем на 1000 евро за месяц. А американцы разрешают получать хоть по тысяче посылок в день бесплатно, лишь бы каждая стоила меньше 800 долларов.

Это самый либеральный порог. США пошли на это после того, как у них образовался серьезный убыток для бюджета при старой норме — беспошлинными были посылки стоимостью не более 200 долларов. Административные затраты на сбор у них составили 200 миллиардов в год, а доход они дали лишь 150 миллиардов. Чтобы избежать части затрат, американцы подняли «бесплатный» порог.

Второй страной, по моему мнению, является Россия. Мы тоже собираем копейки, но все-таки мы не в минусе. Во всех остальных странах без исключения обложение пошлиной посылок принесло убыток. Есть огромное количество исследований по регулированию посылок в Европе. Но лишь о том, как государство теряет деньги. Нет никаких данных, что удалось заработать на этом. Потери ЕС в этой истории примерно 1,9 млрд евро в год. Таковы данные из последнего исследования «Копенгаген экономикс», мощной консалтинговой компании, входящей в число мировых лидеров в таких исследованиях.

10 лет назад человечество еще не знало, что можно что-то обрабатывать на таможне в розницу. Таможили только опт. Пришел контейнер в 20 тонн, таможенник подошел к нему один раз и подготовил один комплект документов. А если его оценить в посылках по 100 грамм (это обычный вес), то получим 200 000 единиц таможенного обложения. Таможенник должен подойти теперь к грузу 200 000 раз и оформить 200 000 комплектов документов. Процесс подразумевает и физическое перемещение посылок.

Конечно, сейчас все оформляется в электронном виде, но все равно при обработке одного контейнера на клавишу придется надавить примерно столько, сколько нужно, чтобы 11 раз переписать «Войну и мир».

Это уже работа очень большой трудоемкости. Количество операций возрастает в 200 000 раз. За счет того, что ты обрабатываешь не однородный груз, а массу разнородных товаров, резко возрастает стоимость администрирования, и это ведет к убыткам.

ФТС не может не знать, что на таможенном администрировании посылок все теряют. Накануне было предложение Минфина об ужесточении таможенной политики в отношении розничных покупок через иностранные интернет-сайты. И последнюю еще более жесткую инициативу нашей таможни, подчиненной Минфину, можно рассматривать скорее как акцию в рамках их внутренней договоренности. Это похоже на маркетинговые ухищрения. Видимо, теперь в ответ на отрицательную реакцию граждан Минфин согласится смягчить слишком жесткие требования таможни. И всем будет облегчение.

Идея собирать деньги с каждой посылки с точки зрения операционной не так уж дурна. Это во многих аспектах удобнее, например, с точки зрения организации процесса. Но убытка не избежим.

Решение обсуждается давно, для отрасли это вовсе не новость. Но по практике подобные идеи работают на развитие одного-единственного рынка — контрабанды. Все страны, пошедшие по этому пути, дали контрабанде мощный толчок.

Например, в Бразилии и Белоруссии, где очень жесткие нормативы, 70–80% покупок в интернете доставляются контрабандой.

В Европейском союзе тоже все очень жестко регулируется, хотя все-таки проще, чем в Бразилии и Белоруссии. Но даже и там до 20% потока идет «слева». В России возможностей для ввоза в рамках серого импорта гораздо больше, чем у Бразилии, Белоруссии и ЕС вместе взятых. Расстреливать, как-то наказывать за это не станут. Скорее всего, и оснований для штрафа не найдут.

Если ты растаможил посылки в Киргизии по их нормативам (допустим, не дороже 1000 евро в месяц), а потом завез их на территорию России, ты сделаешь все громкие инициативы ФТС бессмысленными. Или посылки могут пойти в рамках приграничной торговли, например с Китаем. Год назад это было около 360 тонн в день. Все посылки, которые планируется поставить под контроль, пролетят в эту дыру со свистом. Ведь вес всех поступлений из иностранных интернет-магазинов сегодня составляет 40–50 тонн в день. И это будет вполне законно.

Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника

ФТС и Минфин объясняют необходимость ввести дополнительное таможенное обложение покупок в интернете нечестной конкуренцией, так как наши торговцы с каждой покупки платят НДС, в отличие от иностранцев. Да, это несправедливо. Но выправлять эту диспропорцию так, чтобы не нанести урон собственной экономике, можно только в обратную сторону.

Не обязательно всех обрубать до одного размера, можно ведь и всех вытянуть. Если уж для вас справедливость важнее экономического здравого смысла, можно, например, облегчить нагрузку для наших торговцев.

Эксперименты и поиски в этом направлении оправданны. Ведь мы имеем дело с совершенно другим форматом торговли, к которому человечество еще не привыкло. Десять лет назад мы были все одинаковые. А сегодня мы все разные, со своими особенностями торговли.

Самое дешевое, что придумало на сегодня человечество для доставки — контейнер. А самое дорогое, что у него есть, — посылка. Стоимость при доставке на единицу товара меняется в десятки раз.

И если оптовики пользуются самым дешевым способом доставки, мы их тоже должны теперь наказывать, чтобы уравнять с почтовиками в финансовой нагрузке? Любое уравнивание хорошо, когда мы имеем дело с одинаковыми процедурами. А мы имеем дело с разными процедурами, и подводить их под общий знаменатель некорректно.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera