КомментарийЭкономика

Больше пошлин — больше убытки

Почему предложение таможенной службы платить за любую зарубежную посылку вредно для государства

Этот материал вышел в номере № 64 от 20 июня 2018
Читать
Больше пошлин — больше убытки
Фото: РИА Новости
Федеральная таможенная служба направила в Минфин предложение брать с граждан по полтора евро за каждую посылку из-за рубежа, заказанную на иностранных сайтах, начиная с 2020 года. Свое мнение об этой инициативе «Новой газете» излагает Александр Иванов — президент Национальной ассоциации дистанционной торговли.

Александр Иванов

президент Национальной ассоциации дистанционной торговли

— Поскольку эксперимент по таможенному регулированию посылок проводит весь мир, можно было хотя бы взглянуть на чужой опыт. ФТС лучше всех других органов власти в России знает, что везде в мире это обернулось огромным убытком для государства.

Никаких поступлений в бюджет таким способом никому на планете Земля получить пока не удалось.

Пара копеек перепала государствам с высоким пошлинным порогом. Это США в первую очередь. Там берут пошлину за каждую посылку, стоимость которой превышает 800 долларов. Мы собираемся брать деньги, если гражданин получает товаров более чем на 1000 евро за месяц. А американцы разрешают получать хоть по тысяче посылок в день бесплатно, лишь бы каждая стоила меньше 800 долларов.

Это самый либеральный порог. США пошли на это после того, как у них образовался серьезный убыток для бюджета при старой норме — беспошлинными были посылки стоимостью не более 200 долларов. Административные затраты на сбор у них составили 200 миллиардов в год, а доход они дали лишь 150 миллиардов. Чтобы избежать части затрат, американцы подняли «бесплатный» порог.

Второй страной, по моему мнению, является Россия. Мы тоже собираем копейки, но все-таки мы не в минусе. Во всех остальных странах без исключения обложение пошлиной посылок принесло убыток. Есть огромное количество исследований по регулированию посылок в Европе. Но лишь о том, как государство теряет деньги. Нет никаких данных, что удалось заработать на этом. Потери ЕС в этой истории примерно 1,9 млрд евро в год. Таковы данные из последнего исследования «Копенгаген экономикс», мощной консалтинговой компании, входящей в число мировых лидеров в таких исследованиях.

Прощание с AliExpress

Российские пользователи могут лишиться дешевых китайских интернет-магазинов из-за новых пошлин

10 лет назад человечество еще не знало, что можно что-то обрабатывать на таможне в розницу. Таможили только опт. Пришел контейнер в 20 тонн, таможенник подошел к нему один раз и подготовил один комплект документов. А если его оценить в посылках по 100 грамм (это обычный вес), то получим 200 000 единиц таможенного обложения. Таможенник должен подойти теперь к грузу 200 000 раз и оформить 200 000 комплектов документов. Процесс подразумевает и физическое перемещение посылок.

Конечно, сейчас все оформляется в электронном виде, но все равно при обработке одного контейнера на клавишу придется надавить примерно столько, сколько нужно, чтобы 11 раз переписать «Войну и мир».

Это уже работа очень большой трудоемкости. Количество операций возрастает в 200 000 раз. За счет того, что ты обрабатываешь не однородный груз, а массу разнородных товаров, резко возрастает стоимость администрирования, и это ведет к убыткам.

ФТС не может не знать, что на таможенном администрировании посылок все теряют. Накануне было предложение Минфина об ужесточении таможенной политики в отношении розничных покупок через иностранные интернет-сайты. И последнюю еще более жесткую инициативу нашей таможни, подчиненной Минфину, можно рассматривать скорее как акцию в рамках их внутренней договоренности. Это похоже на маркетинговые ухищрения. Видимо, теперь в ответ на отрицательную реакцию граждан Минфин согласится смягчить слишком жесткие требования таможни. И всем будет облегчение.

«Сколько анекдотов про почту вам попалось за последние четыре года?»

Почему Дмитрий Страшнов,  уволенный с поста директора «Почты России», — настоящий эффективный менеджер

Идея собирать деньги с каждой посылки с точки зрения операционной не так уж дурна. Это во многих аспектах удобнее, например, с точки зрения организации процесса. Но убытка не избежим.

Решение обсуждается давно, для отрасли это вовсе не новость. Но по практике подобные идеи работают на развитие одного-единственного рынка — контрабанды. Все страны, пошедшие по этому пути, дали контрабанде мощный толчок.

Например, в Бразилии и Белоруссии, где очень жесткие нормативы, 70–80% покупок в интернете доставляются контрабандой.

В Европейском союзе тоже все очень жестко регулируется, хотя все-таки проще, чем в Бразилии и Белоруссии. Но даже и там до 20% потока идет «слева». В России возможностей для ввоза в рамках серого импорта гораздо больше, чем у Бразилии, Белоруссии и ЕС вместе взятых. Расстреливать, как-то наказывать за это не станут. Скорее всего, и оснований для штрафа не найдут.

Если ты растаможил посылки в Киргизии по их нормативам (допустим, не дороже 1000 евро в месяц), а потом завез их на территорию России, ты сделаешь все громкие инициативы ФТС бессмысленными. Или посылки могут пойти в рамках приграничной торговли, например с Китаем. Год назад это было около 360 тонн в день. Все посылки, которые планируется поставить под контроль, пролетят в эту дыру со свистом. Ведь вес всех поступлений из иностранных интернет-магазинов сегодня составляет 40–50 тонн в день. И это будет вполне законно.

Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника
Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника

ФТС и Минфин объясняют необходимость ввести дополнительное таможенное обложение покупок в интернете нечестной конкуренцией, так как наши торговцы с каждой покупки платят НДС, в отличие от иностранцев. Да, это несправедливо. Но выправлять эту диспропорцию так, чтобы не нанести урон собственной экономике, можно только в обратную сторону.

Не обязательно всех обрубать до одного размера, можно ведь и всех вытянуть. Если уж для вас справедливость важнее экономического здравого смысла, можно, например, облегчить нагрузку для наших торговцев.

Эксперименты и поиски в этом направлении оправданны. Ведь мы имеем дело с совершенно другим форматом торговли, к которому человечество еще не привыкло. Десять лет назад мы были все одинаковые. А сегодня мы все разные, со своими особенностями торговли.

Самое дешевое, что придумало на сегодня человечество для доставки — контейнер. А самое дорогое, что у него есть, — посылка. Стоимость при доставке на единицу товара меняется в десятки раз.

И если оптовики пользуются самым дешевым способом доставки, мы их тоже должны теперь наказывать, чтобы уравнять с почтовиками в финансовой нагрузке? Любое уравнивание хорошо, когда мы имеем дело с одинаковыми процедурами. А мы имеем дело с разными процедурами, и подводить их под общий знаменатель некорректно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow