Колумнисты

«Убивая Еву» против «Фильма о Петрове и Боширове»

Русский киллер, которого мы потеряли

Этот материал вышел в № 104 от 21 сентября 2018
ЧитатьЧитать номер
Культура

Анна Наринскаяспециально для «Новой газеты»

3
 

В Британии первую серию Killing Eve («Убивая Еву»), показали на канале BBC One 15 сентября (сериал был номинирован на премию «Эмми» в категории «Лучший сценарий»). Через два дня после выхода интервью с Александром Петровым и Русланом Бошировым, в котором они признались в любви к солсберецкой готике и некоему монбланку. Это совпадение. Сериал снят американским подразделением BBC и показан в США еще в апреле, премьера в Англии была запланирована на сентябрь — то есть никакого форс-мажорного, приуроченного к новостям программирования здесь нет. Искривленная политикой жизнь сама по себе совпадает с «бульварным» вымыслом и дезавуирует его — превращая мелодраму (с убийствами) в фарс (с убийствами).

Фарса с русскими киллерами в мировом кинематографе тоже предостаточно — взять хоть джеймсбондовских Мишку и Гришку, или, чтоб посовременнее, Юрия из третьего сезона «Фарго». Эти персонажи, чего уж греха таить, рифмуются с образами Петрова и Боширова, какими они предстали в программе Маргариты Симоньян. Члены Государственной думы когда-то были возмущены тем, как в фильме «Армагеддон» показан российский космонавт, устраняющий неполадки на МКС гаечным ключом. Тем, как в фильме под названием «Петров и Боширов дают интервью Маргарите Симоньян» показаны сотрудники разведывательных структур, тоже впору было бы возмутиться каким-нибудь важным структурам. Впрочем, тем, как в нем показаны сотрудники фитнес-индустрии, тоже впору возмутиться.

А вот Killing Eve — это, напротив, визуализация прямо-таки мечты о русском киллере, вернее, русской киллерше. Она, во-первых, невероятно красивая, во-вторых, бьет без промаха, в-третьих, почти неуловима и, в-четвертых, наделена неким душевным надломом, пусть не «загадочной русской душой», но, во всяком случае, неким ее отголоском, заставляющим вглядываться в ее жестокость в надежде разглядеть там в глубине нежность.

Киллершу с кодовым именем Вилланель и настоящим именем Оксана играет Джоди Кормер — двадцатипятилетняя британская актриса с прелестным лицом то ли рассерженного, то ли встревоженного ребенка. Приказы ей отдает организация под названием «Двенадцать» — как бы очень таинственная, но вообще-то не очень: тяжелый русский акцент «связного» (его играет датчанин Ким Бодниа) говорит сам за себя.

Все начинается с того, как по приказу «Двенадцати» Вилланель убивает в Вене некого русского политика. Этим убийством начинает заниматься МI5 и ничем до того не выделявшаяся ее сотрудница Ева Поластри. Несмотря на недоверие и даже противодействие коллег и начальства, она шаг за шагом приближается к убийце (Еву играет Сандра О — очень хорошая канадская актриса корейского происхождения).

Притом что действие «Убивая Еву» отчасти происходит в России (сотрудники МI5 по ходу сюжета приезжают с миссией в Москву, а Вилланель попадает на пару серий в отечественную тюрьму), не стоит искать там лингвистической или географической правды. Русские возгласы охранников — плод гуглтранслейта, а российская столица, снятая на окраинах Бухареста, похожа ровно на окраины этого города и больше ни на что. Те из наших соотечественников, кто уже успел посмотреть сериал в интернете, вдоволь над этим напотешались, хотя неясно, зачем в принципе искать в подобных сериалах правдоподобия, особенно людям, традиционно пересматривающим фильмы, где Лондон снимался в Риге, а Париж в Одессе.

Да и вообще, если согласиться с тем, что сериалы — это самое близкое из того, что у нас есть, к мифологии (а с этим соображением согласиться стоит, при всей своей «упростительности» оно верное), то не стоит ждать от них подробной достоверности. Не важно, насколько вышла «похожа» Россия в деталях. Важно, какая идея России демонстрируется. А тут ее воплощает эта прекрасная суперантигероиня.

«Создатель», как сейчас принято называть, этого сериала — тридцатитрехлетняя Фиби Уоллер-Бридж. Она режиссер, сценарист, актриса и вообще важное действующее лицо британской культурной сцены. В 2016-м ее позвали переписать для телевидения новеллы Люка Дженнингса «Кодовое имя Вилланель», рассказывающие о приключениях и злодеяниях русской убийцы Оксаны, которую выслеживает Ева Поластри.

В интерпретации Уоллер-Бридж центром сюжета стала странная связь между двумя этими женщинами, история любви-ненависти, вернее, страсти-отвращения. Оксана — это та бездна, в которую зачарованно вглядывается Ева, с ужасом находя в себе схожие черты.

Соблазнительно было бы перенести эту метафору на западно-российские отношения в принципе. Вернее, на «миф» этих отношений — вот он, рассудительный и практичный Запад, глядит на убийственную и притягательную Россию и не может оторваться. «Убивая Еву» крутое кино — и этому мифу даже начинаешь верить. Но «Петров и Боширов дают интервью Маргарите Симоньян» тоже крутое кино. И ему веришь даже больше.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera