СюжетыКультура

Литературная заморозка

Закрылся «Журнальный зал» — главный портал русской литературной периодики. Объясняем, почему это плохо

Этот материал вышел в номере № 110 от 5 октября 2018
Читать
Литературная заморозка
Фото: Андрей Епихин / ТАСС
Читатель судит о литературе по результату, чаще всего коммерческому. Высокие тиражи — результат. Премии — результат. Интервью на телеканалах — тоже. Но помимо результата есть еще литературный процесс, живая история современной литературы, которую 22 года отражал портал «Журнальный зал». Сейчас на его первой странице висит объявление: «Работа проекта остановлена, обновления прекращены». Что же произошло?
Главная страница сайта «ЖЗ»
Главная страница сайта «ЖЗ»

По своему формату «ЖЗ» — это библиотека. В Ленинке, как известно, существует газетный фонд, куда поступают все печатные медиа. А «Журнальный зал» — фонд литературной периодики в интернете. Доступ в него бесплатный.

Несколько цифр: на портале 40 журналов, 3822 выпуска, 21 964 автора. Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. С одной стороны, столько хороших писателей быть не может, как-то в это не верится. С другой, на графоманском (извините!) портале Стихи.ру зарегистрировано 805 325 авторов, в сорок раз больше. Отбора там нет, а в «ЖЗ» экспертами выступают редакторы литературных журналов. На вкус и цвет товарищей нет, но в литературе они как минимум понимают.

О том, как все это начиналось, рассказывает Сергей Костырко, один из инициаторов проекта и его бессменный куратор.

Сергей Костырко

куратор «Журнального зала»




— Мы начали работать в 1995-м, на базе фирмы «Агама», которая делала поисковик «Апорт», а в 1996 году вышли в Сеть. Потом «Агама» нас продала «ИнфоАрту», «Инфо-Арт» — «Телекому», а с 2001 года «ЖЗ» пригласил к себе «Русский журнал», проект Глеба Павловского. И 17 лет мы работали на его платформе. «Русский журнал» не просто предоставлял нам платформу, а еще и содержал, то есть платил зарплату. Делать такой ресурс — это работа, сам собой он не делается: тут и технические задачи, и рейтинги, и рецензии, и работа с архивами. И вот этим летом безо всяких объяснений финансирование нам перекрыли. Мы работали бесплатно четыре месяца, ожидая, пока разрешится ситуация, но она не разрешилась.

И мы нашли новое место. Я думал, что нас спокойно отпустят, потому что понимал, что мы уже в тягость, раз такие болезненные перерывы происходят. Нужен был редирект, перенаправление со старого адреса на новый. Мы попросили об этом и получили отказ. Мы поняли, что руководство «Русского журнала» не готово нас отпустить. Ситуация патовая. Ничего другого не оставалось, как объявить о замораживании проекта.

Казалось бы, ничего страшного. Бывает. Проекты открываются, проекты закрываются. Так устроен интернет и вообще бизнес. Но в том-то и штука, что «Журнальный зал» не бизнес, он антибизнес, и в этом как раз его ценность. Издательства, какими бы хорошими они ни были, вынуждены думать о продажах и рассматривать текст не только как текст, но еще и как товар, как то, что надо покупателю впарить. Есть десяток авторов, звезды, которые представляют русскую литературу: Пелевин, Сорокин, Улицкая, Быков… Но это выжимка из литпроцесса, а выжимке надо же откуда-то браться.

Простой пример. В 2016 году саратовский журнал «Волга», выходящий тиражом 100 экземпляров, напечатал роман мало кому известного уральского прозаика Алексея Сальникова (начинал он вообще со стихов и тоже в толстых журналах). Роман назывался «Петровы в гриппе и вокруг него». Прошло полтора года, «Петровы» вышли книгой и стали хитом, одним из самых крупных литературных событий года. Теперь о них знают все. А круги пошли от «Журнального зала».

Алексей Сальников: «Великие дела спецслужб — пшик, имитация»

Автор бестселлера «Петровы в гриппе и вокруг него» — о причине своего успеха и о том, что стоит за лихорадочной активностью властей

Таких примеров немало. Множество бестселлеров изначально были журнальными публикациями. Тут важен принцип: звезды не появятся ниоткуда. Нужна среда, из которой рождаются те самые хиты, которые всем так нравятся. Эта среда — текущий литературный процесс, поддерживаемый «ЖЗ».

Помимо писателя есть еще и читатель. И тут снова приведу цифры. У «Журнального зала» — 115–120 тысяч посетителей в месяц. По меркам новостных порталов — мизер. А в год набегает примерно полтора миллиона. Кто эти люди? По странам лидируют Россия (разумеется), Украина, Израиль, Германия. Разумеется, много пишущих. Преобладают читатели 50+. Читают в первую очередь свежие номера. Это объяснимо: в бумажном виде они почти никуда не доходят, тиражи крошечные. Даже в Москве трудно купить «Новый мир», самый успешный из них. Он продается в трех-четырех точках, включая саму редакцию.

Страх и трепет в «Доме Нирнзее»

Кому мешает журнал «Вопросы литературы»

Когда-то в СССР была система распространения печатной продукции. Потом она рухнула. И получилось, что регионы, особенно маленькие города, от литературы отрезаны. И если их отрезать еще и от литературы в интернете, что же тогда получится? Номер стоит, допустим, триста рублей. Если подписаться, то с почтовыми расходами он будет обходиться в 600 или больше, поскольку пересылка зачастую дороже самого журнала. Для провинциальной аудитории, особенно пожилой, особенно в свете пенсионной реформы, это ощутимые деньги. Из этой ситуации был выход — «Журнальный зал». Теперь его нет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow