Комментарии

Новая помойка

Власти выбирают самый допотопный способ решения мусорной проблемы

Этот материал вышел в № 125 от 12 ноября 2018
ЧитатьЧитать номер
Политика

1
 
Фото: vk.com 

Собранные в Москве твердые бытовые отходы предлагается отвозить на новый полигон на границе Архангельской области и Республики Коми, возле железнодорожной станции Шиес. Типичное «решение вопроса» для властей: убрать проблему для столичных жителей, переложив ее на плечи других регионов России. В Архангельской области болотистая местность с высокими грунтовыми водами, рядом расположены несколько поселков, и если вредные вещества с полигона попадут в окружающую среду, они могут быстро распространиться и попасть в питьевую воду местных жителей.

С операцией по перемещению помойки связана и другая отличительная особенность российских властей —

абсолютная непрозрачность и даже прямая ложь в процессе принятия решения о размещении опасных объектов.

Сначала людям говорили, что строить не будут ничего, потом — что будет комплекс по переработке и деревообрабатывающий завод, мусоросжигательный комплекс, но, как оказалось в итоге, будет самая банальная свалка с названием «Экотехнопарк».

По последней информации, 500 тысяч тонн мусор из московского региона ежегодно будет подвозиться по железной дороге в брикетах. Отбор полезных компонентов и брикетирование будут происходить в Москве, а не в «Экотехнопарке Шиес», таким образом проект, вероятно, не будет включать ничего, кроме полигона.

Фото: 7х7

С экономической точки зрения проект тоже неоправдан. Чиновники говорят, что объем инвестиций в Архангельскую область составит 10,5 млрд рублей, которые Москва вложит в строительство и обустройство полигона. Плюс планируется создание 500 рабочих мест со средней зарплатой 44 тыс. руб. Планируется, что за шесть лет экотехнопарк принесет в бюджет Архангельской области 912,1 млн руб. за счет налога на доходы физических лиц, выплат и перечислений в фонды и земельного налога.

Но при этом надо отметить, что земля, на которой будет размещаться полигон, находится в долгосрочной аренде у РЖД, а значит, плата за использование земли будет идти не в бюджет Архангельской области, а в доход РЖД.

Прогнозируемое количество рабочих мест тоже не выглядит реалистичным. Поскольку в итоге там будет полигон хранения брикетированных ТБО, количество обслуживающего персонала при современном уровне автоматизации может быть раз в 10 меньше обещанного. Для примера: общее количество персонала на одном из полигонов ТБО в Ленинградской области мощностью около 45 тыс. тонн в год составляет 6 человек. Даже если не учитывать эффект масштаба и просто спроецировать количество персонала для полигона мощностью 500 тыс. тонн, то получится 66 человек, а не 500, как заявляют чиновники.

Фото: 7х7

Желаемого количества рабочих мест можно было бы достичь, если строить реальный завод по переработке мусора, но тогда было бы логичнее принимать отходы сначала близлежащих регионов, а уже потом Москвы. Надо заметить, что при мусороперерабатывающих заводах тоже обычно есть полигоны захоронения отходов — тех, которые остались после выделения полезных компонентов и которые невозможно использовать. Но размер таких полигонов намного меньше, чем наши привычные свалки.

Европейский север России, как и, впрочем, все другие регионы, рассматривается Москвой как ресурсная база

, то есть без оглядки на то, насколько там создаются благоприятные условия для жизни людей и насколько хорошая там экологическая обстановка. Самое наглядное — это варварские вырубки леса. Если посмотреть на спутниковые снимки, Архангельская область и Республика Коми выглядят как шахматные доски из-за сплошных вырубок на квадратных делянках (например, на Онежском полуострове). Теперь их решили использовать и как мусорные полигоны.

Что имело бы смысл сделать: с помощью государственно-частных партнерств инвестировать средства в строительство мусороперерабатывающих комплексов в разных регионах России, которые могли бы принимать отходы (раздельно собранные) на переработку из своих и соседних регионов. Предоставить им налоговые льготы и стимулировать с помощью тарифной политики раздельный сбор среди населения и предприятий.

Николай Рыбаков,
эколог, заместитель председателя партии «Яблоко»

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera