СюжетыОбщество

«Поставили лицом к стене, к спине приставили автомат»

К пенсионеру в Челябинске с обыском пришел спецотряд. Причина: надбавка к пенсии — 1500 рублей в месяц

Этот материал вышел в номере № 33 от 27 марта 2019
Читать
«Поставили лицом к стене, к спине приставили автомат»
Сергей Заруба. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»

Вторжение автоматчиков

21 марта в центре Челябинска развернулась спецоперация. Семеро бойцов Росгвардии с автоматами и в касках, сопровождаемые тремя полицейскими, пробежали, пригнувшись, ко второму подъезду шестиэтажного кирпичного дома 90-х годов постройки. Без сопротивления они зашли в подъезд, пробежали на пятый этаж и оказались около коричневой металлической двери с номером квартиры — «36».

В квартире живет семья военного пенсионера Сергея Зарубы: он, его жена Татьяна и их сын Федор, студент.

Было около 11 утра. Федор уже ушел в университет. А пенсионеры только просыпались.

— Мы с женой поздно ложимся спать, около 2–3 часов ночи. И поздно встаем, — рассказывает Сергей Заруба. С Сергеем и Татьяной мы встречаемся около их дома через три дня после спецоперации. — Я еще только вышел из ванной, когда раздался стук в дверь. Причем какой стук! Двери содрогались!

Татьяна и Сергей Заруба в своем дворе. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»
Татьяна и Сергей Заруба в своем дворе. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»

К двери первой подошла Татьяна, посмотрела в глазок и, по ее собственным словам, решила, что сошла с ума: «Какие могут быть автоматчики?»

Но стук повторился. За дверью стали кричать: «Откройте, или выломаем!»

— А я в плавках, — вспоминает Сергей. — Говорю им: «Сейчас оденусь, откроем». Там напирают: «Пилить будем! За минуту должны открыть!» В итоге быстро натягиваю футболку, брюки, открываю дверь, и тут же в квартиру врываются люди в масках. Меня двое ставят к стене, руки вверх, ноги на ширину плеч, автомат к спине приставляют. Остальные забегают в комнаты, на кухню, двое бегут на второй этаж — у нас двухуровневая квартира.

— Один заходит в туалет и начинает фонариком светить в унитаз, — добавляет Татьяна. — Я спрашиваю: «Что вы делаете?» Он говорит: «Смотрю, не уничтожили ли вы документы».

Обыск у Зарубы. Фото передано «Новой газете»
Обыск у Зарубы. Фото передано «Новой газете»

О каких документах речь, Сергею и Татьяне объяснили не сразу. Но когда объяснили — вопросов только прибавилось.

— Одного из проводивших обыск полицейских его товарищи называли Артемом. Сам он нам не представлялся, — говорит Сергей Заруба. — Артем потребовал, чтобы мы предоставили документы на спил двух берез, которые росли у нас во дворе. Я являюсь председателем товарищества собственников недвижимости (ТСН) в нашем доме. И у нас около подъезда росли две березы. Росли они под углом 30 градусов, могли рухнуть. И мы их спилили. Причем сделали это официально: с разрешения управления экологии. Я сказал: «Конечно. Если вам нужны документы на березы — сейчас предоставлю».

Нанесла царапины?

В Тюмени гражданскую активистку судят за избиение полицейских. На записях видно только, как к ней применяют силу

Во время обыска. Фото передано «Новой газете»
Во время обыска. Фото передано «Новой газете»

Помимо берез полицейских заинтересовало обращение Зарубы на имя губернатора Челябинской области Бориса Дубровского (ныне отправлен в отставку) насчет психолого-педагогического центра, который находится в доме на цокольном этаже — пенсионер считает, что цоколь является коллективной собственностью жильцов дома, а своего одобрения на размещение центра они не давали.

Кроме того, полицейские изъяли договор товарищества собственников с управляющей компанией.

О реальной причине обыска Сергею и Татьяне сказали лишь перед его окончанием.

Оказалось, что Сергея подозревают в незаконном получении надбавки к пенсии — 1500 рублей в месяц.

«Путем умолчания о факте трудоустройства»

Отдел полиции «Советский». Здесь пенсионер Заруба узнал об уголовном деле. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»
Отдел полиции «Советский». Здесь пенсионер Заруба узнал об уголовном деле. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»

После обыска Сергея увезли в отдел полиции «Советский». Там ему рассказали об уголовном деле подробно.

Оказалось, что дело по ст. 159.2 УК РФ («Мошенничество при получении выплат») против Зарубы было возбуждено еще в сентябре 2018 года. Однако самому пенсионеру об этом не сказали. В постановлении о возбуждении дела старший дознаватель отдела полиции «Советский» А.Г. Сорокина указала: «О принятом решении сообщено лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело, — Антонову К.Г.». Вероятно, некий Антонов и получил уведомление о возбуждении уголовного дела против Зарубы.

Суть обвинений такова:

«В период с 01.04.2017 по 31.03.2018 Заруба Сергей Иванович путем умолчания о факте своего трудоустройства, влекущего прекращение выплат надбавки к пенсии за выслугу лет на нетрудоспособного иждивенца (в данном случае на сына-студента. — И. Ж.), похитил денежные средства в сумме 22 231,20 рубля, принадлежащие Министерству обороны России, которые были перечислены ему на расчетный счет, открытый в дополнительном офисе ПАО «Сбербанк».

— Эта надбавка полагается неработающим пенсионерам. А меня в апреле 2017 года избрали председателем товарищества собственников недвижимости, — объясняет Сергей. — Я просил сотрудников пенсионного отдела военкомата эту надбавку снять. Но они почему-то сделали это не сразу, а лишь через год после моего трудоустройства.

Бабушка специального назначения

В Тюмени 74-летнюю пенсионерку судят за угрозы следователю. Уже два месяца ее держат в СИЗО

На допросе Заруба сообщил, что у него имеются аудиозаписи разговора с сотрудниками военкомата относительно прекращения выплаты надбавки. В распоряжение «Новой газеты» он предоставил письмо из военкомата, согласно которому надбавку ему должны были прекратить выплачивать автоматически с октября 2017 года.

В военном комиссариате Центрального и Советского районов Челябинска, к которому прикреплен Заруба, комментировать ситуацию с пенсионером отказались.

Сергей Заруба. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»
Сергей Заруба. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»

Сам Сергей Заруба отмечает, что когда военкомат обнаружил, что ошибочно выплачивает ему надбавку, из его пенсии стали удерживать часть средств. И на сегодня удержали даже больше, чем переплатили, — 28 000 рублей.

«Может обжаловать»

На следующий день после разговора с Зарубой отправляюсь к челябинским силовикам. Главный вопрос, который меня интересует:

«Зачем вообще проводить обыск с автоматчиками из-за 22 тысяч рублей?»

В ГУ МВД по Челябинской области мне сразу говорят, что дать комментарий сможет только начальник пресс-службы Ольга Штерк, но она в отъезде. И просят положить запрос в почтовый ящик. Даже брать его в руки сотрудница пресс-службы отказывается: говорит, не уполномочена.

В управлении МВД по городу Челябинску пресс-секретарь Светлана Калмыкова берет запрос, но тут же объясняет: «Мы не можем давать комментарии федеральным СМИ без согласования с областным УМВД». В пресс-службе Росгвардии также ссылаются на внутреннюю иерархию, отмечая лишь, что действительно — сотрудники ведомства принимали участие в обыске.

К начальнику отдела полиции «Советский» Андрею Подрезову, подчиненные которого инициировали и проводили обыск у Зарубы, — меня сначала приглашают на личный прием. Но когда прихожу — говорят, что начальника нет, и прием переносится.

Один из собеседников «Новой газеты» в полиции отметил, что у Зарубы есть право обжаловать действия силовиков «и в прокуратуру, и президенту».

Всем силовым ведомствам, связанным с делом Сергея Зарубы, редакция «Новой» направила официальные запросы. Их позиция будет опубликована по получении.

Сергею Зарубе по ч. 1 ст. 159.2 УК РФ грозит штраф до 120 000 рублей.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow