СюжетыПолитика

Взрывоопасные совпадения

Конфликт из-за границы с Чечней накалился еще в одном кавказском регионе — Дагестане. Что происходит?

Этот материал вышел в номере № 37 от 5 апреля 2019
Читать
Участник митинга против предлагаемых границ размежевания Ингушетии и Чечни. Фото: РИА Новости
Участник митинга против предлагаемых границ размежевания Ингушетии и Чечни. Фото: РИА Новости

После стычек с бойцами Росгвардии, произошедших в ингушском Магасе 27 марта, в республику был направлен усиленный десант силовиков из соседних регионов. Из СКФО прибыла бригада следователей, именно она расследует уголовное дело по 318 статье УК РФ — «применение насилия в отношении представителя власти», также были введены дополнительные подразделения ДПС и Росгвардии.

В ночь на 3 апреля в республике отключили интернет.

А утром 4 апреля начались допросы, задержания, аресты и обыски, в том числе у депутатов Народного собрания Ингушетии, которые поддерживали протестующих. Лица, нападавшие на сотрудников Росгвардии во время потасовок (по заявлению ведомства, пострадало 10 бойцов), были объявлены в розыск, их фотографии разосланы во все республиканские отделения полиции.

На момент подписания номера трое организаторов протеста — Ахмед Барахоев, Барах Чемурзиев, Муса Мальсагов — и еще двое активистов были арестованы на 10 суток за «нарушение правил организации митинга». Шестерым активистам были назначены штрафы от 10 до 150 тысяч рублей. Власти настаивают: проведение митинга было санкционировано только на 26 марта, однако организаторы самовольно продлили его до утра 27-го, когда протест и перерос в стычки с Росгвардией. Оппозиционеры утверждают, что согласовывали митинг до 28 марта.

Смирись, Кавказ!

В Ингушетию для предотвращения дальнейших протестных выступлений стянуты силы из других регионов

После известий о задержаниях лидеров протеста десятки молодых людей стали стягиваться к районному суду в Магасе, где проходили заседания о мере пресечения. Обстановка в республике вновь стала накаляться. В связи с этим самый авторитетный член организационного комитета митинга Ахмед Барахоев, получивший арест на 10 суток, записал обращение к молодежи Ингушетии. Он призвал: «Не делайте ничего противозаконного, не устраивайте беспорядков ничего страшного не произошло… мы вернемся, а Юнус-Бек (Евкуров, глава Республики Ингушетия.Ред.) уйдет».

По данным источников «Новой», Барахоев, Чемурзиев, Мальсагов и еще несколько активистов были отправлены отбывать наказание в СИЗО соседней Кабардино-Балкарии.

На фоне продолжающихся судов существенно изменилась и публичная риторика Юнус-Бека Евкурова.

Еще несколько дней назад глава Ингушетии в сугубо мирном ключе обращался к народу и просил не «допустить противоправных действий».

А уже 3 апреля он потребовал у правоохранительных органов жесткого наказания для организаторов и наиболее активных участников протеста.

«После митингов прошлого года ни один организатор не был наказан. Теперь я буду обращаться во все инстанции и добиваться уголовного преследования всех организаторов митинга. Их надо всех сажать в тюрьмы. Жестко проработайте этот момент. Мы должны каждого держать на контроле, утром и вечером заслушивать доклады, что по ним делается… те из молодежи, кто участвовал в беспорядках, будут наказаны, чтобы другим неповадно было», — заявил Евкуров.

Напряженность в республике сохраняется с осени прошлого года, когда стало известно о подписании соглашения между ингушским и чеченским руководством по поводу закрепления административной границы между республиками. Это подписание произошло без всякой публичной огласки. В ответ Ингушетия протестовала две недели, однако законность соглашения подтвердил и Конституционный суд России. Тогда протестующие разошлись по домам, однако в середине марта в ингушский парламент был внесен документ о поправках в закон о референдуме. В новой редакции из закона исчез важнейший абзац об утверждении административных границ посредством республиканского референдума — как позже пояснили власти, «случайно». И люди опять вышли на улицы с категоричным требованием отставки Евкурова и его правительства. Отзыв законопроекта и готовность главы республики публично обсуждать поправки в законе о референдуме, роли не сыграли.

Результат: на сегодняшний момент все крупные населенные пункты контролируются усиленными патрулями Росгвардии, по всей республике разбиты полевые военные городки —

все говорит о том, что прикомандированные силовики тут надолго. При этом пресс-служба Росгвардии упорно отказывается отвечать как на устные, так и на письменные запросы «Новой газеты» о количестве и составе введенных в Ингушетию дополнительных сил.

Параллельно с протестами в Ингушетии в Дагестане развивается похожая история, чреватая народными волнениями.

1999 год. Граница Дагестана и Чечни. Фото: Федор Завьялов / ТАСС
1999 год. Граница Дагестана и Чечни. Фото: Федор Завьялов / ТАСС

Еще в прошлом декабре глава Дагестана Владимир Васильев заявлял, что в вопросе определения административных границ с Чечней «ингушского сценария не будет», настаивал на «полном взаимопонимании с чеченскими коллегами» и абсолютной «прозрачности» процедур. Рассуждая о «восьми спорных пунктах», имеющихся на границе с Чечней протяженностью в 400 километров, он говорил, что будет сделано все для безболезненного разрешения спорных моментов.

Однако до сих пор многие «спорные пункты» так и остались спорными. Так, в марте на сайте парламента ЧР были опубликованы карты, на которых один из важных спорных участков в районе озера Казеной-Ам — рекреационной жемчужины Дагестана — был полностью включен в состав Чечни.

Карта была удалена с сайта только после того, как дагестанские общественники устроили скандал.

Рамзан Кадыров и Владимир Васильев. Фото: Елена Афонина / ТАСС
Рамзан Кадыров и Владимир Васильев. Фото: Елена Афонина / ТАСС

У народа осталось много вопросов и к самому процессу установления границ. Каковы, например, различия в полномочиях между комиссией по согласованию во главе со спикером дагестанского парламента Хизри Шихсаидовым и правительственной комиссией по определению границ во главе с вице-премьером Екатериной Толстиковой? Почему все встречи дагестанских чиновников с чеченскими проводятся за закрытыми дверями, а решения, принятые на них, нигде не обнародуются? Где прозрачность в определении границ, о которой Владимир Васильев говорил еще в декабре прошлого года?

Смирись, Кавказ!

В Ингушетию для предотвращения дальнейших протестных выступлений стянуты силы из других регионов

Дагестанские официальные лица предпочитают отмалчиваться, а в кулуарных беседах любые происшествия вокруг определения границ с Чечней предпочитают называть «случайностью» или «недоразумением».

На этом неспокойном фоне 28 марта на сайте информационно-аналитического отдела Народного собрания Дагестана появилась информация о том, что премьер-министр Дагестана Артем Здунов и председатель Народного собрания Дагестана Хизри Шихсаидов официально обратились с письмами к полпреду президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александру Матовникову, спикеру парламента Чечни Магомеду Даудову и главе Росреестра Виктории Абрамченко, высказавшись против «одностороннего определения границ» между Дагестаном и Чечней.

При этом Здунов выступал в качестве исполняющего обязанности главы Дагестана. Сам Владимир Васильев находился в отпуске.

Поводом для публичного демарша дагестанских чиновников послужило еще одно неожиданно выяснившееся «недоразумение». Оказалось, что еще 16 марта чеченское управление Росреестра в одностороннем порядке кадастрировало один из участков границы, входивший в состав Дагестана.

Горные районы Дагестана. Местный житель. Фото: РИА Новости
Горные районы Дагестана. Местный житель. Фото: РИА Новости

18 гектаров земли в Кизлярском районе без всяких согласований вдруг оказались в составе Чеченской Республики. Но об этом никто в Дагестане не знал.

Якобы чеченская сторона ждала ответа от дагестанской по поводу этого участка до 15 марта и, не дождавшись, включила его в свой состав. Обнаружилось это после появления соответствующих изменений на публичной кадастровой карте.

Самих писем протеста широкой общественности не представили. Сообщили лишь, что «в письмах сказано о необходимости отмены постановки на учет данного земельного участка с целью недопущения нарушения прав и интересов Дагестана и его муниципальных образований». Однако спустя несколько часов и это сообщение исчезло с сайта информационно-аналитического отдела Народного собрания. Руководитель отдела Уллубий Эрболатов заявил газете «Коммерсантъ», что новость удалили, так как она выполнила свою функцию: «Эту публикацию мы использовали вместо рассылки редакциям СМИ. После того как она была перепечатана всеми, необходимость в ней отпала». Тем не менее с сайтов государственных СМИ эта новость также была удалена.

Больше никаких официальных комментариев как от дагестанских, так и от чеченских властей пока не удалось получить.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow