РепортажиКультура

Икар знал, кто убил Лору Палмер

Мультипликаторы отметили день российской анимации, в пятый раз вручив профессиональную премию «Икар»

Икар знал, кто убил Лору Палмер
Кадр из мультфильма «Пять минут до моря». Kinopoisk.ru

Такой премии нет ни у кого — отвечаю за свои слова — в мире.

Перед сценой веревка с бельем, нательным и постельным. Два грабителя в черных нарисованных масках — чисто персонажи из «Малыша и Карлсона » — утаскивают белье за кулисы. Узнать в этих хулиганах талантливых молодых режиссеров Женю Жиркову и Мишу Солошенко практически невозможно. Они помогают ведущим Фрекен Бокк (Юлия Сулес) и человеку в телевизоре (Сергей Капков), «утаскивают» со сцены растерявших дипломантов и вручантов. Вот сейчас Юрий Норштейн со своей заветной фляжкой в руках награждает… нет не именитого режиссера или актера. Главный приз «Мастер» отдан в золотые руки Павла Гусева, того самого, что создавал кукол для шедевров «Варежка», «38 попугаев», «Кто сказал мяу». А Юрий Борисович разволновавшемуся седому Дедалу, запустившему в полет не одного сказочного персонажа, Пал Палычу протягивает фляжку: «Тяпнешь, Паша? Я здесь играю роль сенбернара, спасающего в горах альпинистов». Потом эти жители «города мастеров» выпили по рюмочке, закусили припасенным лимончиком. Вспомнили дружбу длиной в жизнь, и то, что в тонком анимационном деле все решает «чуть-чуть». Это «чуть-чуть» и отличает мастера от подельщика, шедевр от «абы как». И потом Норштейн тихо спел:

«Кто-то песню вдали, не допев, оборвал, Чьи-то гаснут на склонах костры. Мы с тобою вдвоём перешли перевал И теперь нам спускаться с горы».

Его слушали в полнейшей тишине. Потом стоя аплодировали мастеру. Мастерам.

На протяжении всей церемонии вспоминали мультфильм Бориса Степанцева «Малыш и Карлсон». Заставки ко всем номинациям - переозвученные фрагменты этой картины, которая перешагнула (перелетала с моторчиком) полувековой рубеж, нисколько не состарившись. К примеру, Карлсон цитировал знаменитые кинохиты, вроде «Твин Пикс», сокрушался: «Кто же убил Лору Палмер?»… в преддверии приза за драматургию. Приз вручал Павел Финн, признавшийся, что не представляет, как писать для анимации… хотя перепробовал все, даже для диафильмов писал… Награда нашла Алексея Лебедева за отвязный, остроумный сериал «Петя и Волк». А еще карлсоновские папа и мама поздравляли на экране Малыша с главными кинопремиями мира и номинацией на «Оскар», Малыш же, рыдая, спрашивал: «А что, «Икара» не будет?»

Что отличает анимацию от прочих кинематографических искусств? Восхитительная степень свободы. Об этом говорил Чаплин. Об этом с завистью говорили вручанты из игрового кино. Они же повторяли друг за другом, что эта домашняя, самодеятельная премия – с особым воздухом, атмосферой.

Алексей Попогребский отдал прозрачного «Икара» за лучший фильм в руки Наташи Мирзоян, сотворившей акварельное волшебство с шумом волн и пляжным гомоном «Пять минут до моря». Пять минут зыбкого безотчетного счастья. Попогребский признался, что своим ученикам режиссерам рекомендует восхищаться нашей анимацией, вдохновляться, завидовать и подворовывать идеи.

Кадр из мультфильма «Пять минут до моря». Kinopoisk.ru
Кадр из мультфильма «Пять минут до моря». Kinopoisk.ru

Но помимо свободы аниматору нужны крепкие нервы. Об этом говорил режиссер Олег Ужинов, вручая приз за сериал. Делать мультсериалы — адский труд. И дело не только в тоннах рисунков, эскизов. Сериалов становится с каждым годом все больше, если перемножить все серии – планету можно обернуть. Выделиться из этого потока страшно трудно. А как тяжело художнику в сериальной клетке! Он подчиняется продюсерам, телеканалам, производителям игрушек и киндерсюрпризов, супервайзерам… Еще конвейер, жесточайшие сроки. Персонажей, с которыми живешь годами, начинаешь ненавидеть. А можно просто сойти с ума.

Только люди с железными нервами способны десятилетиями (!) создавать сериалы уровня «Маши и Медведя» — его продюсеров и наградили.

«Потому что молодцы!» — как говорил в одном знаменитом фильме Леонид Барац. Он пришел вручать приз один, без коллег по «Квартету «И». Даже оставить телефон и кошелек было некому. И он дал подержать свои вещи… грабителям на сцене. Естественно, ценные вещи тут же исчезли. Барац потом ходил какое-то время перед сценой, все надеялся вернуть телефон с кошельком…

Кадр из мультфильма «Маша и медведь». Kinopoisk.ru
Кадр из мультфильма «Маша и медведь». Kinopoisk.ru

Приз продюсеру вручал Семен Слепаков. Он сам, сказать по правде, похож на мультперсонажа. «У меня большие непропорциональные уши. Когда я родился, они были такими же, как сейчас. Зато я был меньше. Намного. Так вот. Благодаря мультипликации меня ни в школе, ни во дворе не обзывали… одинаково. Чебурашкой, Слоненком из «38 попугая», инопланетянином «Большим Ухом»… Слепаков, надо сказать, спродюсировал отличный сериал «Домашний арест» с роскошной анимационной заставкой про деньги и счастье. Сделали ее Петровы – отец и сын. За эту заставку оскароносец Петров «Икара» и получил.

ФСБ и немного нежно

Как «Домашний арест» распространился на ТНТ-Premier

Армен Борисович Джигарханян назван лучшим актером. Его роль в фильме Лени Шмелькова «Лола, живая картошка» — незабываемая. Он озвучил дедушку, который недавно умер. Но не для внучки Лолы: она продолжает с ним играть. В парикмахерскую, ресторан, концерт. А дедушка так любит Лолу, что не может ей отказать.

Кадр из мультфильма «Лола, живая картошка». Kinopoisk.ru
Кадр из мультфильма «Лола, живая картошка». Kinopoisk.ru

Художник Марина Курчевская сделала приз для художников, создавших мир «Гофманиады» своими руками. На этой скульптуре Икар выплыл, как у Брейгеля, а на другой берегу реки его ждет папенька Дедал с маленьким сосудом. В сосуде лечебная настойка на белых грибах по рецепту Юрия Роста…

Лиза Скворцова, та что сочинила один из лучших анимационных циклов «Колыбельные мира» напомнила всем, что 8 апреля – День анимации. И она относится к этому празднику настолько серьезно, что родила в этот день сына.

«Знаешь, мама?..»

В Москве вручена российская Национальная анимационная премия «Икар». Почему к аниматорам потянулись ведущие кинематографисты

Икар прорвался, не упал. Летит. Тянет за собой мультипликаторов, в искусстве которых есть капля солнца. Александр Филиппенко читал «Солнце» Солоухина, разлитое по справедливости «В травинку и прутик — поменьше, / В большое дерево больше…» Его слушали Павел Гусев и Юрий Норштейн, одна из лучших в мире аниматоров Алла Соловьева, художники Александр Петров и Марина Курчевская, режиссеры Андрей Хржановский, Игорь Ковалев, Михаил Алдашин, Иван Максимов, Светлана Филиппова, Леонид Шмельков, Наташа Мирзоян. Слушали со знанием дела. Они знают как солнце разливать по каплям: «Не надевая брезентовой рукавицы,/ Не ощутив на ладони ожога».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow