×
Комментарии

Кантемир Балагов получил за «Дылду»!

А что еще случилось с российским кино в Каннах? Обзор Ларисы Малюковой

Кантемир Балагов. Фото: Italy Photo Press / Zuma / TASS

Этот материал вышел в № 56 от 27 мая 2019
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

Приз за режиссуру

«Дылда». Трейлер

Говорят, чтобы попасть в Канны (Роттердам, Берлин, Локарно), надо непременно снять чернушный фильм про затхлую пьяную российскую безнадегу. Но Канны-72 в очередной раз опровергают стереотип. Картины Кантемира Балагова и Ларисы Садиловой открывают непривычную иностранному взгляду Россию.

Приз «Особого взгляда» за режиссуру — Кантемиру Балагову. «Новая» уже писала о фильме «Дылда», которому, безусловно, было место в конкурсе (а не бессмысленным женским пассажам Жюстин Трие или Айры Сакса). Мы опубликовали интервью с Кантемиром Балаговым.

Фестивальная пресса писала о неоспоримом даровании молодого режиссера, показавшего послеблокадный Ленинград таким, каким его еще не видели. Под покровом горя и отчаяния в героинях фильма — нежность, неотвержимое стремление к жизни. Фильм Балагова напомнил о сокрушительном воздействии войны на города и души. Два года назад режиссер получил в Каннах приз ФИПРЕССИ за дебют «Теснота». Теперь 27-летний Кантемир, наряду с Андреем Звягинцевым и Кириллом Серебренниковым, получил прописку в «каннской номенклатуре».

Дану данай!

Актриса Кристина Шнайдер, режиссер Лариса Садилова и актер Егор Баринов в Каннах. Фото: Олег Никишин / ТАСС

Последний фильм программы «Особый взгляд» — нечаянная радость — «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой.

Думаю, Садилова могла бы экранизировать и свою судьбу, ее лихие повороты на бездорожье. Это была бы история про режиссера со звонким началом карьеры — первые фильмы призваны на престижные фестивали, замечены критикой. Про глубокий кризис-колодец, когда денег на кино нет. «Избранные эксперты» в Минкульте отказывают год за годом проекту за проектом. Отчаяние подступает вплотную. Но все равно пытаешься что-то делать. Снимаешь короткометражное кино на периферии, в Брянской области. Находишь единомышленников. А потом вроде бы краткий сюжет требует большего пространства. И снова с большими перерывами снимаешь. Отправляешь без особых надежд фильм в Канны. Получаешь дежурную отписку: сожалеем, ваша работа не отобрана. Но через пару дней приходит другое письмо: «Вас ждут, мадам… в «Особом взгляде».

Тьерри Фремо во всеуслышание заявляет о «доборе» в официальную программу двух картин. «Однажды… в Голливуде» Тарантино (читайте о нем тут) и «Однажды в Трубчевске» Садиловой. И посвящает ей восхищенный спич. Такое чудо случается только в кино.

Садилова, по сути, не изменяла себе, снимала камерное кино со своей интонацией, смешивая документальность с игрой. Но ее не замечали. И вот…

«Однажды в Трубчевске» — простая история любовной связи дальнобойщика (Егор Баринов) и приворожившей его вязальщицы Анны (Кристина Шнайдер). У каждого из них есть семья. Дом. Дети. Но он — в рейс, и соседка, румяная пышка, — сумку на плечи и в дорогу. Подобных гастрольных «семей» тысячи.

Все это рассказано без мелодраматизма и фривольности: словно вполголоса. И «законные половины» изменщиков долготерпеливы. И сами влюбленные больше похожи на супругов со стажем. Времена года сменяют друг друга. Любовь «на стороне» ведет героев путаными дорогами с дивными красотами. Здесь туманы, луга заливные, речка движется и не движется, белые церквушки не порушенные (операторы Анатолий Петрига и Ирина Уральская). Да и сам городок с древней историей хорош: то бивни мамонта здесь найдут, то Венеру почти целую. С невысокими строениями, палисадами с георгинами, с помидорными огородами.

Бежит по лобовому стеклу-экрану грузовика — Россия. За мокрой от дождя дорогой проступают лица героев. Очередной Бузыкин никак не решится выбрать. Разлучница Аня, местная Анна Каренина, которая «и шьет, и вяжет», пытается ухватить за хвост вымечтанную любовь. Автор без насмешки травестирует классические толстовский или лесковский сюжеты, сопереживая всем своим героям. Каждому из них дает небольшой сольный выход в этой лирической кадрили (изначально — танец в две пары).

В скромном, очень русском фильме нет ни надрыва, ни фестивальных «ребусов», ни безнадеги, ни бьющего себя в грудь патриотизма. Даже юмор приглушенный, национально окрашенный. Чего стоит «эротика по-русски»: Анна в глухой избе танцует для своего лысого Казановы танец обольщения… в ситцевой ночной рубашке едва ли не до пят. А дану, дану, да на! Временами кажется, что Кристина Шнайдер в роли своей кукольной героини переигрывает, но обаяние, природная женственность все компенсируют.

Как и в предыдущих фильмах Садиловой, провинциальное постсоветское пространство показано без приукрашивания, но в то же время лубочно, по-бальзаминовски мечтательно. Что не отменяет примет современной российской жизни. В которой и бедность, и пустеющие деревни с привозным — раз в неделю — «ларьком». И городская молодежь с мобильниками.

Финал — праздник в Трубчевске юбилея Победы. И администрация расстаралась: наварили каши, оркестр играет. И народ отозвался. Дети и взрослые в военной форме, в пилотках, с георгиевскими ленточками. Чествуют последнего в городе ветерана. Фальшивое, «организованное сверху» крошится в искренних чувствах стариков, которые помнят… В Брянской области война была особо кровопролитной. Бойкая бабуля, хозяйка деревенского дома, рассказывает Ане, как у них «на потолку» партизан прятался, как выживала семья с пятью девками в голоде и холоде. Как на танках подвезли дрова. Провинциальная Россия Садиловой живет своей отдельной от имперских политических амбиций и баталий жизнью. Со своим пониманием происходящего, которое в нашей стране, как речка — движется и не движется.

От Ленина до Щелкунчика

Каннский фестиваль — это еще и грандиозный кинорынок, благодаря которому фильмы разлетаются по всему свету.

В российском павильоне среди многих событий было представление будущих кинопроектов, которые нуждаются в поддержке международных партнеров. «Огонь» — фэнтези, которое снимет театральный режиссер Валерий Фокин. О назревающем конфликте между человечеством и могущественным инопланетным разумом. И о психологе, который может предотвратить апокалипсис. Идея, прямо скажем, не новая. Продюсер Виткин надеется, что в фильме снимутся мировые звезды.

Основное место действия фильма «Окно, раскрытое на север» — железнодорожное депо. Героиня, начальник отдела по охране труда, пытается скрыть смерть рабочего. О параллелях с фильмом Абдрашитова «Остановился поезд» режиссер Артур Григорьев не вспомнил.

«Сон» Ильи Шерстобитова — мистический триллер в стиле мокьюментари. О свирепствующей эпидемии «сонной болезни». «Свой проект будем продвигать как реальную историю, — сказал режиссер, — не зря в референсах у нас стоит «Ведьма из Блэр». Уже созданы фэйковые аккаунты героев фильма в фейсбуке. В интернете можно найти описание событий фильма, будто они происходили на самом деле».

Иван Твердовский вместе с продюсерами рассказал о будущем фильме «Конференция»: история «Норд-Оста» показана через семейную драму. Героиня фильма во время захвата заложников сумела покинуть здание через окно, оставив там свою семью. На главную роль планируют пригласить Анну Михалкову.

В фестивальном журнале Screen International появилась информация: Кирилл Серебренников начал работу над экранизацией романа Алексея Сальникова «Петровы в гриппе».

На стенде российского кино Made in Russia 17 российских кинокомпаний представляли свои новые работы. Продвигали прежде всего анимацию — самый ходовой ныне кинотовар. Компанияя Wizart Animation, создавшая один из главных хитов международного проката — «Снежная королева», объявила о запуске нового мультфильма «Гензель и Гретель» — совместно с американской компанией QED International.

Сергей Сельянов, глава компании СТВ представил два новых мультфильма — «Бука» и «Щелкунчик и Волшебная флейта».

Среди фильмов, которые были представлены на стенде, — очередное кино про Цоя, Ленина, покорителя стихий Федора Конюхова, а еще сериал «Коронация» про Матильду Кшесинскую. Некоторые из депутатов уже в напряженном ожидании: критика российского кино оказалось одним из лучших способов самопиара.

P.S.

В следующем номере — о фильмах-победителях

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera