РепортажиОбщество

В Павии без снисхождения

Украинца в Италии приговорили к 24 годам за наводку удара артиллерии ВСУ, унесшего жизнь двух журналистов

Репортаж «Громадского» Полная версия, больше фото и видео — здесь.

Ожидания и реальность

Итальянский городок Павия, расположенный в 30 км от Милана, утром 12 июля выглядит сонным. О том, что здесь будет поставлена ​​точка в судебном процессе, который наделал шума в Италии и Украине, напоминает разве что стенд с передовицей местной газеты. «Убийство Роккелли: сегодня — приговор».

В городе на 70 тыс. жителей семью Роккелли, кажется, знают все. Их сын Андреа, фотограф, погиб на Донбассе 24 мая 2014 — под Славянском, на контролируемой пророссийскими боевиками территории. Через три года, в июне 2017, итальянская полиция арестовала подозреваемого в убийстве Роккелли — бывшего нацгвардейца Виталия Маркива, у которого есть гражданство Украины и Италии. С тех пор украинец находится за решеткой.

Уже за час под стенами суда начинают собираться украинцы, приезжающие сюда из разных уголков Италии поддержать соотечественника. Их сразу можно отличить по вышиванкам.

В зале суда Маркива видно сразу — он сидит на постаменте, вдали от телекамер и публики. На стороне обвинения выступает семья Роккелли, Федерация итальянской прессы и Ассоциация журналистов региона Ломбардия, откуда родом погибший фотограф. Объединение журналистов подало также гражданский иск против государства Украина и требует денежной компенсации.

Среди адвокатов — итальянские защитники Виталия Маркива во главе с именитым Раффаэле делла Валле (он участвовал в самых громких итальянских судебных процессах), а также двое адвокатов и представитель Министерства юстиции, прибывших из Киева защищать интересы Украины.

В первом ряду рядом сидят посол Украины в Италии Евгений Перелыгин и мама Виталия Маркива Оксана Максимчук. На ее лице не видно волнения, даже когда судья, открыв заседание, дает возможность Маркиву произнести заключительные слова.

В зале около двух десятков журналистов, преимущественно представители итальянской прессы, но также есть и российские телеканалы. Украинцы и итальянцы, которые поддерживают Виталия и его семью, сидят на местах с правой стороны, друзья погибшего Роккелли и большинство итальянских журналистов — с левой.

Маркив немногословен. В последнем слове говорит, что является «простым солдатом и патриотом Украины» и благодарит присутствующих.

«Мы только за победой сюда приехали, — реагирует мама Виталия. — Будем ждать справедливого решения, которое примут судьи».

Судьи объявляют перерыв на несколько часов и идут в совещательную комнату для вынесения приговора.

В чем обвиняют Виталия Маркива

Виталия Маркива обвиняют в том, что он указал цель для минометного обстрела ВСУ — автомобиль журналистов на территории, подконтрольной сепаратистам. Наводка была умышленной, настаивает обвинение. Среди свидетелй обвинения — итальянские журналисты, общающиеся с Маркивым сразу после обстрела Роккелли и Миронова.

О том, что ехать в район обстрела было крайне опасно, журналистов предупреждали их коллеги, которые в то время также находились в Славянске, а также посольство Италии в Украине. Ни у одного из группы журналистов — Роккелли, Миронова и их французского коллеги Рогелона — не было жилетов с надписью «пресса». Этот аргумент приводит защита Маркива.

Позиция представителя Ассоциации журналистов Ломбардии заключается в том, что военные решили «убрать свидетелей» — и намеренно ударили по автомобилю.

Как известно «Новой» в числе других доказательств — баллистические экспертизы, свидетельтсвующие о месте, с которого производился обстрел машины журналистов, первоначальные показания самого Маркива, видео с телефона единственного выжившего свидетеля — француза Вильяма Рогелона.

Сторона защиты и сам Маркив сегодня полностью отвергают свою вину и считают, что доказательств вины обвинение не собрало. Минометов в части Маркива, утверждает защита, не было на вооружении, в переговорах, которые заслушал суд, его звание указано неверно, отрицал Маркив и что находился в том месте, откуда, как считается, был произведен обстрел журналистов. Наконец, обстрел могли вести и сами сепаратисты, то есть другая сторона конфликта, настаивали адвокаты.

Процесс базируется на показаниях журналистов — прежде всего Иларии Морани, автора статьи для газеты Corriere della Sera, где она цитирует телефонный разговор с Маркивым сразу после гибели Роккелли. Впоследствии выяснилось, что статья содержала серьезные ошибки — украинца называли капитаном, хотя он на тот момент был рядовым. В процитированном в статье разговоре Маркив якобы признает, что украинская армия стреляла в Роккелли. Но на суде он это отрицал, а записи разговора нет.

В разное время в итальянский суд приезжали представители Украины: от начальника Маркива в 2014 году до министра внутренних дел Арсена Авакова.

«Он не должен быть единственным, кто понесет ответственность»

Обвиняемому в убийстве Энди Роккелли и Андрея Миронова запросили 17 лет заключения

Приговор

К середине дня судьи возвращаются в зал. Полицейские заводят Маркива, он в наручниках. Судья Аннамария Гатто начинает читать приговор, который вынесла коллегия присяжных. Ее голос дрожит.

«Во имя итальянского народа, суд Ассизи в Павии, учитывая статьи 553 и 555 Уголовного кодекса объявляет Маркива Виталия виновным в инкриминируемых ему преступлениях и приговаривает его к 24 годам тюремного заключения» .

Виталий Маркив вытирает пот со лба и касается пальцами переносицы — возможно, вытирает слезы, а возможно нет, места для журналистов расположены слишком далеко, чтобы разглядеть.

Судья закрывает заседание, украинца в наручниках выводят из зала. Он кричит собравшимся: «Слава Украине!», Люди в вышиванках отвечают: «Героям слава!».

Одновременно из левой части зала слышится крик на русском, но с акцентом — «Бандит». Кто из украинских женщин кричит: «Мы тебя любим!».

Через несколько минут бронированный автомобиль полиции увозит Маркива в тюрьму.

На лице адвоката разочарование и гнев. «Я такого сумасшедшего приговора не видел за 56 лет своей карьеры адвокатом. Никогда. Это просто стыд. Хочется уехать из этой страны,» — возмущается делла Валле.

Суд, действительно, не принял во внимание ни одного смягчающего обстоятельства.

комментарий семьи роккелли. позиция «новой газеты»
Родители Андреа Роккелли Рино Роккелли и Элиза Синьори сразу после приговора заявили: «Для нас сейчас сложный момент. Но этот приговор восстанавливает справедливость в отношении Андреа и всех журналистов, которые рискуют жизнью, чтобы рассказывать правду. Мы благодарим прокуратуру и правоохранителей за огромную расследовательскую работу, проведенную за эти годы. И благодарим журналистов, которые с большим вниманием следили за всем развитием этого процесса». Позиция «Новой газеты»: почему приговор Виталию Маркиву важен и к кому еще есть вопросы у итальянской Фемиды? Комментарий

После решения суда ассоциация, а также Федерация итальянской прессы, основанный Роккелли коллектив фотографов Сesura Lab и родственники погибшего получат денежную компенсацию от государства Украина. По словам главы ассоциации Паоло Перуккини, «своим приговором суд установил истину на основе представленных доказательств. Неважно, речь идет об одном евро или о миллионе евро компенсации. Главное, что суд защитил права тех, кто работает с информацией».

Адвокат Раффаэле делла Валле планирует подать апелляцию после того, как суд Павии опубликует мотивировочную часть приговора — на это у него 90 дней.

Ольга Токарюк, «Громадское». Полная версия, больше фото и видео — здесь. При поддержке Медиасети

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow