Колумнисты

Скандал со стрельбой

Совместный российско-китайский полет над Японским морем чуть не закончился вооруженным конфликтом

Береговая охрана Кореи и спорные острова. Reuters

Этот материал вышел в № 81 от 26 июля 2019
ЧитатьЧитать номер
Политика

Павел ФельгенгауэрОбозреватель «Новой»

9
 

На этой неделе в Пекине была опубликована Белая книга по национальной обороне, в которой подтверждается, что Китай не входит ни с кем в союз или в военный блок, но будет поддерживать взаимодействие с армиями других государств в целях защиты всеобщего мира и противодействия американскому экспансионизму и гегемонизму. Было подчеркнуто, что Китай и Россия наращивают военное сотрудничество. В частности, 23 июля состоялось первое совместное патрулирование пары китайских дальних бомбардировщиков Н-6 и пары российских стратегических Ту-95МС над Японским и Восточно-Китайским морями ради «совместной защиты стратегической стабильности в глобальном масштабе», как было заявлено в Пекине. Маневры начались без предварительных объявлений, совершенно неожиданно для южнокорейских и японских военных, и по ходу дела произошел крайне неприятный международный инцидент со стрельбой.

H-6 — лицензионная копия старого советского реактивного бомбардировщика Ту-16, который выпускается в КНР с конца пятидесятых. Очень надежная машина, в РФ летала до 1994 года, а в КНР до сих пор модернизируется. И хотя дальности полета явно не хватает, используется в качестве стратегического бомбардировщика за неимением лучшего. В начале 2000-х из Украины в Иран и в КНР были незаконно переправлены до 20 советских стратегических крылатых ракет большой дальности Х-55 без штатных ядерных боеголовок.

Почти все люди, связанные с организацией этой сделки, были в дальнейшем либо убиты, либо погибли при загадочных обстоятельствах.

В Пекине отрицали какое-либо соучастие, но вскоре наладили производство нелицензионных копий Х-55, которыми теперь оснащают H-6.

Рано утром 23 июля пара китайских Н-6 в сопровождении KJ-2000 (китайский самолет ДРЛО — дальнего радиолокационного обнаружения — на базе Ил-76ТД) со стороны Желтого моря вошли в так называемую опознавательную зону ПВО Южной Кореи (Korea Air Defence Identification Zone — KADIZ), которая была установлена в 1951 году и значительно расширена в 2013-м в ответ на аналогичные действия КНР, которая установила ряд подобных зон у своего побережья. По идее иностранные самолеты должны объявлять корейским авиадиспетчерам о своем вхождении в эту зону, но ни китайцы, ни русские этого не делают. Как утверждают в Объединенном комитете начальников штабов Республики Корея, только с начала этого года китайские военные самолеты нарушали самопровозглашенную KADIZ 25 раз, а российские — 13 раз. Каждый раз корейцы поднимали на всякий случай истребители, но этим дело и ограничивалось — до 23 июля.

Пара российских стратегических ракетоносцев Ту-95МС подлетела к Корее со стороны Японского моря. Российские и китайские самолеты образовали совместную воздушную группировку и продолжили патрулирование сначала над Японским морем, а потом ушли на юг в сторону Окинавы, снова пролетев через KADIZ. Корейские начальники не понимали, что происходит, не знали,

почему группировка российских и китайских боевых самолетов была развернута рядом с Кореей, и, очевидно, нервничали, поскольку и H-6, и Ту-95МС — носители ядерного оружия, которое в принципе могло быть на борту.

И тут в 9.09 местного времени (3.09 по Москве) со стороны Японского моря в KADIZ влетел российский самолет ДРЛО А-50 и прямо с ходу сразу вошел в уже суверенное воздушное пространство вблизи группы небольших островов и скал, которые европейцы называют Лианкур (Liancourt Rocks), корейцы — Токто, а японцы — Такэсима. Островки контролирует Корея, но на них претендуют и Япония, и КНДР.

По утверждению южнокорейского командования, А-50 был в суверенном воздушном пространстве всего 3 минуты, но корейские истребители F-15K и KF-16 были уже в воздухе, и один из них открыл предупредительный огонь, выпустив 80 снарядов из авиапушки. Корейские истребители отстрелили до 10 сигнальных ракет или тепловых ловушек. Радиоконтакта у корейцев с экипажем не было.

В 9.15 А-50 вылетал из KADIZ, но в 9.33 снова, по утверждению корейцев, влетел на 4 минуты в суверенное воздушное пространство. Корейцы снова открыли предупредительный огонь и успели отстрелить до 280 боевых зарядов.

В 9.56 российский А-50 окончательно покинул KADIZ, и уже после этого начался дипломатический конфликт. Последовали взаимные ноты протеста.

Командующий Дальней авиацией ВКС генерал-лейтенант Сергей Кобылаш сообщил, что «экипажи строго выдерживали заданный режим полета» и нарушения суверенного воздушного пространства не было, а KADIZ Россия не признает. Корейские истребители, по словам Кобылаша, отстреливали тепловые ловушки и безуспешно пытались помешать патрулированию, но никакого предупредительного огня не открывали, но «если бы российские летчики определили для себя такую угрозу, то последовал бы незамедлительный адекватный ответ».

Возможно, в сиянии утреннего солнца на большой высоте экипаж А-50 просто не увидел курсовой предупредительный огонь, а на поражение корейцы не стреляли. Кстати, в воздухе над Японским морем были российские истребители и перехватчики, потенциально готовые «дать адекватный ответ», который мог перерасти в серьезный вооруженный конфликт.

Возможно, подчиненные Кобылаша полетное задание и вправду выполнили, ничего не нарушая: пролетели на юг сначала с китайскими H-6, потом самостоятельно еще дальше за Окинаву, где вышли на позицию удара крылатыми ракетами большой дальности по Гуаму (важнейшая американская база в регионе), перед тем как повернуть домой. Но А-50, сделанный на основе транспортного Ил-76, не является самолетом Дальней авиации. Основной аэродром базирования самолетов этого типа — Иваново-Северное, где находится Центр боевого применения и переучивания летного состава военно-транспортной авиации (ВТА ВКС). Возможно, экипаж А-50 оказался недостаточно подготовлен и по ошибке ненадолго влетел в корейское воздушное пространство.

Москва старается поддерживать с Южной Кореей максимально близкие политические и экономические отношения, президент Владимир Путин часто встречается с президентом Мун Чжэ Ином. Любой серьезный конфликт с Сеулом нанес бы серьезнейший ущерб стратегическим планам по развитию Дальнего Востока и Арктики. Например, задуманная Игорем Сечиным суперверфь «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края перестраивается с вложением немереных средств, чтобы начать выпускать танкеры, газовозы, буровые платформы и даже атомные суперледоколы типа «Лидер», — и все в кооперации с Южной Кореей. А тут чуть ли не война на ровном месте, которая может погубить такой бизнес.

Практически одновременно северные корейцы захватили российское рыболовецкое судно «Сянхайлинь-8» с 17 моряками.

Получилось совсем глупо: конфликт сразу с обеими Кореями.

Похоже, по совокупности причин в Кремле было принято решение сдать назад и по возможности скорее погасить конфликт с Сеулом. Конечно, извиняться российские власти не стали, но вроде бы выразили «сожаление» в связи с тем, что могла произойти «техническая ошибка», и пообещали расследование.

На этот раз всем очень повезло, что предупредительный огонь вроде как не заметили, что никто не пострадал и что это были корейские истребители, а не из какой-либо страны НАТО. Одним словом — пронесло.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera