КолонкаПолитика

Люди по ту сторону

Что мы знаем о призывах «вычислять детей силовиков»

Этот материал вышел в номере № 86 от 7 августа 2019
Читать

После последних выступлений оппозиции житель Подмосковья разместил в своих социальных сетях призыв находить детей силовиков и расправляться с ними, после чего был задержан. Комментарии тут излишни: никто в цивилизованном обществе не считает, что насилие над близкими ваших политических оппонентов или даже лиц, совершающих преступления, — это хорошая идея. Террор, в какую сторону он бы ни был направлен и чем бы ни оправдывался, никогда не заканчивается ничем, кроме встречного террора.

Житель Подмосковья не имел никаких ресурсов для того, чтобы выполнять свои угрозы, равно как и последователей. Это провокатор или просто неуравновешенный человек, чья точка зрения отражает только его собственные страхи.

Блогер Владислав Синица в суде. Его судят за экстремистский твит про родственников росгвардейцев. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Блогер Владислав Синица в суде. Его судят за экстремистский твит про родственников росгвардейцев. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Тем не менее пропаганда поспешила представить его в качестве лидера оппозиции, за которым якобы стоят тысячи радикалов.

И только тонкая черная линия из простых полицейских с дубинками отделяет здоровое и стабильное российское общество от этой чумы.

Это типичный пример манипуляции, к которому мы привыкли за последние годы благодаря российскому телевидению, и на него, скорее всего, не стоило бы обращать внимания. Если бы его частью не стала публикация как бы документа, исходящего якобы от «анонимной группы сотрудников силовых структур».

В этом листке, с большим пафосом распространенном НТВ, сообщается, что кары для активистов и членов их семей будут симметрично суровыми.

Авторы намекают: оппозиция еще не знает, с какими отморозками связалась.

Текст «ответного» письма показали в телеэфире. Кадр: НТВ
Текст «ответного» письма показали в телеэфире. Кадр: НТВ

Телевидение подает это в том духе, что перед нами справедливое возмездие ордам неназванных радикалов и что каждый разумный человек должен быть на стороне мстителей-силовиков. Но считывается месседж совсем иначе: во-первых, анонимные силовики пытаются запугать граждан и заставить их отказаться от своих прав, а иначе грозятся жестоко наказывать, не считаясь с законом. Во-вторых,

в отличие от жителя Подмосковья, авторов письма с угрозами не задерживают, нет и уголовного дела против анонимных силовиков за угрозы расправы против граждан.

Разумеется, перед нами двойные стандарты и, по сути, разжигание гражданского конфликта (не будем пока писать «войны») со стороны НТВ. Мы помним классику: конечно, все животные равны, но некоторые все-таки равнее, чем другие.

С пропагандой давно все ясно, так что лучше понять, что делать нам. Тем, кто сейчас провоцирует сотрудников правоохранительных органов на незаконные действия в отношении граждан, намекает, что жестокость при разгоне мирных митингов — это «общемировая практика»; выгодно, чтобы между полицией, Росгвардией и гражданами был четкий раскол, чтобы они ненавидели друг друга. Когда у вас есть ясная идентичность, построенная на ненависти к другим, мир устроен просто и убедительно. Есть прекрасные мы, представляющие силы добра, и есть ужасные они, олицетворяющие все зло мира. Легко увидеть, как эта картина мира выгодна для сохранения нынешнего status quo. Граждане выходят на мирные митинги, которые подаются как покушение на стабильность и пролог к Майдану, а полиция избивает их, потому что она представляет собой преступный режим / последний оплот порядка (нужное подчеркнуть).

Остановить беспорядки

В истории не было прецедентов, когда террор в отношении народа стал бы основанием для процветания государства

Делением на «мы» и «они» дело не заканчивается, потому что всерьез предполагать, что есть «другие», можно, если мы вообще исключаем «их» из числа людей. Поэтому полиции объясняют, что перед ними вовсе не граждане России, а сеятели хаоса, шпионы и люди, которые разваливают страну. А граждане склонны видеть перед собой исключительно монстров и садистов в полицейской форме. В обоих случаях оппонентов можно ненавидеть, а вот разговаривать с ними точно нельзя.

Самое ужасное, что с точки зрения властей может случиться в ходе мирных акций протеста, — это отказ полиции выполнять незаконные приказы под давлением аргументов людей. В теории нельзя исключать и обратного: у полицейских найдутся такие слова, чтобы убедить людей разойтись, потому что есть дела поважнее, чем защита своих избирательных прав. Но это не точно.

Так что серьезное оппонирование пропаганде состоит сейчас в том, чтобы отказываться от дегуманизации. Прекратить видеть в «них» массу и увидеть людей. Да, осуждать тех полицейских, кто с садистским наслаждением избил человека на митинге, и требовать для них законного наказания. Но не расчеловечивать, а пытаться разговаривать, убеждать.

Сейчас полиция приходит домой к представителям интеллигенции, например, к друзьям автора, преподающим в университете логику и теорию аргументации. Для участкового честный разговор с такими людьми о том, что происходит в стране, большое испытание. Молодые корреспонденты «Новой» задают полицейским на митингах много сложных вопросов и видят смущение последних.

ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ?
 
Узнать, как все было на самом деле, Более 10 наших корреспондентов освещали уличные акции 3 августа. Прочитать итоговый репортаж от отдела политики — короче, чем онлайн, но есть все главное. Посмотреть фотографии 3 августа — только фото, лучшие из тех, что мы сделали. Главное. Подписать петицию с требованием закрыть уголовное дело против участников мирных акций протеста 27 июля. Более 30 тысяч человек уже сделали это!
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow