Сюжеты

Не Мутко единым

Бывший топ-менеджер Роскосмоса, оставивший центр им. Хруничева в рекордных долгах, ушел в строительство

Андрей Калиновский. Фото: РИА Новости

Экономика

Александра Джорджевичспециальный корреспондент

1
 

Бывший исполнительный директор по качеству и надежности госкорпорации «Роскосмос», экс-глава ГКНПЦ имени М. В. Хруничева Андрей Калиновский спустя почти полгода после увольнения нашел работу в группе компаний «ПИК», возглавив в сентябре 2018 года «ПИК-Индустрия». Калиновский стал широко известен в 2017 году после скандала с двигателями на Воронежском механическом заводе (в составе ГКНПЦ имени М. В. Хруничева с 2007 года), когда на предприятии при изготовлении изделий использовались «неликвидные продукты». После этого «Роскосмосу» пришлось перепроверять несколько десятков двигателей, а также переносить плановые пуски. Кроме того, Калиновский считается довольно значимой фигурой в авиационной отрасли: именно он наладил серийное производство фронтового бомбардировщика Су-34 в начале 2000-х. «Новая газета» вспомнила, какой путь прошел Калиновский в космической отрасли и узнала, чем он занимается теперь.

Изначально о том, что Андрей Калиновский перешел в строительную отрасль «Новой газете» рассказали несколько источников из окружения топ-менеджера, а затем такая информация нашлась и в СПАРК. По этим открытым данным, Андрей Калиновский еще 3 сентября 2018 стал генеральным директором «ПИК-Индустрия». Сам Калиновский на сообщение корреспондента «Новой» не ответил, а в группе компаний «ПИК» официальный запрос от издания проигнорировали.

Группа «ПИК» — один из крупнейших девелоперов жилой недвижимости в России. Контролирующий акционер компании (74,6%) — президент и председатель правления группы Сергей Гордеев. Дочерняя «ПИК-Индустрия» тоже занимается строительством жилых и нежилых зданий с ноября 2013 года. По неясной причине детальное описание этой компании на официальном сайте «ПИК» скрыто.

56-летний Андрей Калиновский родом из Ижевска. В 1986 году он окончил машиностроительный факультет МВТУ имени Баумана по специальности робототехнические системы, затем работал на Ижевском опытно-механическом заводе, где прошел путь от инженера до заместителя главного инженера. С 2002 по 2007 год он занимался организацией производства комбайна «Вектор» на «Ростсельмаше», параллельно в 2003-м окончил Международный институт менеджмента в Великобритании. Также с 2004 по 2006 год занимал пост замглавы компании Klever в Ростове, выпускающей сельхозтехнику.

В 2007-2013 годах Калиновский стал гендиректором Новосибирского авиационного производственного объединения имени Чкалова. Официально заявлялось, что при нем было налажено серийное производство фронтового бомбардировщика Су-34 и выпуск составных частей фюзеляжа самолета Suchoi Superjet 100. Собеседники «Новой» подтвердили, что это правда, и добавили, что в те годы Андрей Калиновский считался крайне уважаемым специалистом в авиационной отрасли. В мае 2011 года его назначили первым вице-президентом по производству — директором филиала «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) в Комсомольске-на-Амуре, где была налажена конвейерная сборка самолета Sukhoi Superjet 100, а с февраля 2013 года он стал президентом ГСС.

В августе 2014 года карьера в авиации плавно перешла в космическую: Калиновского назначили сначала исполняющим обязанности гендиректора, а затем гендиректором крайне проблемного уже в те годы предприятия, о котором позже будут писать все газеты — ГКНПЦ имени М. В. Хруничева в Москве.

Основной его задачей, как признавался тогда глава «Роскосмоса» Игорь Комаров, должно было стать исправление финансово-экономической ситуации на предприятии. Накопленные убытки от операционной деятельности центра с 2007 года на момент назначения достигли 11,9 млрд рублей, долги перед поставщиками — 14,7 млрд рублей, а у самого ГКНПЦ имени Хруничева не было средств на производство ракет. Позднее эти суммы будут казаться смешными на фоне тех, что вскроются уже через два года:

инициированный господином Калиновским «разбор полетов» привел к возбуждению следственными органами десятка уголовных дел.

Однако затем проблемы начались у него самого. Андрей Калиновский стал широко известен в январе 2017 года из-за скандала с двигателями на Воронежском механическом заводе: выяснилось, что подведомственный тогда ГКНПЦ имени Хруничева Воронежский механический завод при изготовлении двигателей второй и третьей ступени «Протонов» использовал неверный припой, вследствие чего пришлось отзывать для переборки 71 двигатель. Пусковая программа «Протона» была остановлена практически на год, а Минобороны недополучило из-за этого две ракеты. На ГКНПЦ был наложен штраф.

Андрей Калиновский. Фото: РИА Новости

Как говорит источник «Новой газеты» в руководстве госкорпорации, резкое недовольство Калиновский стал вызывать именно во время скандала с «неправильным припоем», то есть еще при Комарове. «В 2012 году мы с ним познакомились, тогда было такое впечатление, что он отличный и перспективный», — говорит собеседник «Новой». «Ну а с припоем там произошла действительно странная и плохая история, это очень пошатнуло доверие, кроме того, ему не удалось сильно исправить ситуацию по финансам в ГКНПЦ. Комарову еще тогда говорили, что его нужно снимать», — резюмирует собеседник.

В конце июня 2017 года Андрея Калиновского сняли с руководства ГКНПЦ имени Хруничева (на его место пришел Алексей Варочко) и неожиданно для многих в отрасли назначили исполнительным директором по качеству и надежности госкорпорации «Роскосмос».

К тому моменту состояние ГКНПЦ имени Хруничева только ухудшилось. В ноябре 2018 года стало известно, что финансовая дыра в Центре имени Хруничева оценивается в 111 миллиардов рублей.

В эту сумму входили пени и штрафы за просроченные контракты, суммы кредитов, которые надо выплатить Сбербанку, Россельхозбанку, Внешэкономбанку и Фондсервисбанку. В марте 2019 года в интервью газете «Коммерсант» гендиректор предприятия Алексей Варочко утверждал, что общая задолженность предприятия составляет уже меньше — 84 миллиарда рублей, а полностью выйти из долгов планируется в 2021–2022 годах, при этом подчеркивая, что только на одной господдержке решить проблемы не удастся. По банковским обязательствам и штрафам ГКНПЦ удалось договориться с банками о моратории на десять лет с последующей рассрочкой по платежам. В 2019 году Центр хочет также полностью закрыть все долги перед «Роскосмосом», копившиеся с 2011 по 2016 годы. По данным «Новой газеты», сейчас предприятию удалось сократить убыток на 8 млрд и на 30 млрд снизить долговую нагрузку.

Одним из главных последствий скандала с Воронежским механическим заводом стало то, что на базе ВМЗ, Конструкторского бюро химавтоматики и еще нескольких более мелких структур было решено создать новый двигателестроительный холдинг. Управление холдингом было отдано НПО «Энергомаш».

Один из действующих топ-менеджеров «Роскосмоса» не стал оценивать работу Калиновского, сославшись на отсутствие «фактов для однозначной и объективной трактовки происходящего». «Поскольку про Калиновского таких «расследований» не было в моем периметре, ничего объективно сказать не могу про него, остальное сплетни. Знаю только, в каком состоянии ГКНПЦ. А вот чья конкретно это вина — вопрос», — добавил он.

В новой должности исполнительного директора по качеству и надежности «Роскосмоса» господину Калиновскому предстояло помимо прочего следить за семью крупными отраслевыми компаниями. В космической отрасли принято было считать должность «несчастливой». Так, с 2015 года систему работы там выстраивал предшественник Калиновского — Владимир Евдокимов. В конце 2016 года Евдокимова арестовали по обвинению в мошенничестве, совершенном им, по версии следствия, еще десять лет назад: якобы он был причастен к махинациям с имуществом РСК «МиГ». Он был помещен под арест в СИЗО №5.

В марте 2017 года он был найден мертвым в камере со следами ножевых ранений: одно — в области шеи, два — в области сердца.

Генпрокуратура спустя год признала, что он покончил с собой после ссоры с женой по телефону. Примечательно, что в скором времени Евдокимов мог выйти на свободу.

Знакомый Калиновского рассказывает, что ему больше приходилось общаться с Калиновским, когда тот работал в авиации. «Он хороший организатор, системный человек, в том смысле, что все вопросы доводит до логического конца. В Новосибирске он действительно наладил производство Су-34, это чистая правда», — говорит он. «Видимо, они не сработались с Рогозиным. Приглашал-то его на эту позицию Игорь Комаров (бывший руководитель госкорпорации «Роскосмос».Ред.). Новое руководство в принципе приходило с таким посылом, что ему надо разбираться с качеством и надежностью, что, в общем, правильно, ведь реально все падало. Ну и, конечно, возникали вопросы к качеству, как раз, когда Калиновский был на этой позиции. Так что, не срослось», — резюмирует он.

В самом «Роскосмосе» оставили без комментариев запрос «Новой» о причинах увольнения Андрея Калиновского.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera