Колумнисты

Между юбилеями и поминками

Как телевизор хоронил Марка Захарова

Кадр с телеканала «Россия-1»

Этот материал вышел в № 110 от 2 октября 2019
ЧитатьЧитать номер
Общество

Слава ТарощинаОбозреватель «Новой»

17
 

Нет такой драмы, которую телевизор не смог бы превратить в фарс. Не успел умереть Захаров, как заработали мастера похороных дел. В развеселеньком шоу «Привет, Андрей!» Малахов собрал тех, кого Марк Анатольевич, судя по контексту, хотел видеть меньше всего на своих поминках.

Людмила Поргина богатырским голосом оглашала окрестности: «У меня всегда хорошее настроение, но сегодня новость о Захарове огорчила». Вдова Караченцова в качестве наперсницы Марка Анатольевича (а Малахов обещал только близких и друзей) гляделась насмешкой судьбы. Все предыдущие годы она упрекала режиссера в бездушном отношению к больному мужу, но решила срочно сменить амплуа. Материализация в кадре Владимира Стеклова, кратковременного зятя Захарова, и вовсе изумляла своей неуместностью. Именно эта кратковременность даровала ему известность в качестве участника таблоидных шоу, где одна из кардинальных тем — печальная участь любимой дочери великого режиссера.

Поранившись о Стеклова, Александра больше замуж не выходила (вот уж кому можно посочувствовать — нашествие канальских вампиров ей гарантировано).

С отдельным вставным номером атомным ледоколом двигалась к микрофону Татьяна Егорова. Сей счастливице повезло быть многолетней любовницей Андрея Миронова. Она нацелилась на мемуар, посвященный жене Захарова. О своем вкладе в искусство Марка Анатольевича рвались рассказывать самые неожиданные люди: от супруги сенатора-телеведущего Алексея Пушкова до Владимира Конкина, заблудившегося между Павлом Корчагиным и Шараповым. Всего не перечесть, программа шла более двух часов. Самых терпеливых финал наградил откровениями первой дамы ВГТРК Дарьи Златопольской. Она сдержанно похвалила себя. В ее «Белую студию», сообщла первая дама, приходили многие, включая Захарова, ведь там ведутся «глубокие разговоры» и наблюдаются «глубокие отношения».

Окунувшись в немыслимые глубины, пыталась понять, какое отношение весь этот шабаш сочувствия имеет к Марку Анатольевичу. Единственным адекватным человеком в океане словоблудия стала Зоя Богуславская. Тонко и умно она сбила пустопорожний пафос и сказала все, что хотела сказать об обилии мифов вокруг известных людей. Напрашивается главный вопрос — кому и зачем это нужно? Что могут добавить мутные, косноязычные, недостоверные комментаторы всего на свете к тому, что сделал Захаров?

Другие, по-настоящему близкие, в день смерти в студию не пойдут, у них еще нет слов. И позже, когда слова появятся, тоже не пойдут — из соображений сангигиены.

Нет более сложной материи для телевизора, чем юбилеи и поминки. Одно дело сидеть сутками напролет по уши в Трампе и Украине, и совсем другое — говорить о высоком. Утомленный киргизами Малахов (каковых он обидел в предыдущей передаче) провел один из худших своих эфиров в день смерти Захарова. И не только потому, что на примере ведущего можно изучать механизмы синдрома выгорания. А еще и потому, что ТВ, аффилированное с государством до степени неразличимости, давно попутало берега. Политическая лояльность обменивается на вседозволенность во всех остальных сегментах медийного монстра, включая поминки и юбилеи. Этический аутизм и агрессивное невежество — главные приметы этих самых «остальных сегментов».

Разгар осени оказался щедрым на юбилеи с поминками. Имеется даже новация: периодически каналы рвутся хоронить живую Анастасию Заворотнюк. Еще продолжали отмечать 85-летие Александра Ширвиндта, как подоспело 80-летие Владимира Меньшова. Только отгремел Меньшов, как исполнилось 85 Олегу Басилашвили. К счастью, всем им, людям штучным, удалось избежать запредельного градуса юбилейной пошлости. Ширвиндт утомленно отшучивался. Меньшов молча изнывал от ритуала. А Басилашвили и вовсе смущенно заметил: у меня все хорошо и дома, и в театре, и в кино. Я счастливый человек, мне даже нечего вам рассказать.

Святая правда — кому в телевизоре нужен счастливый человек? Тут успеть бы главное: уложить жизнь кумира в формат, доступный потребителю. Ситуация с властителями дум всегда была непростой в нашем отечестве. Прежде властителей (вместе с думами) назначали на должность как секретарей обкомов. Теперь делают то же самое, только с помощью лайков и прочей малаховщины.

Впечатляют культурные сенсации последних дней: режиссер Леонид Хейфец пырнул ножом в ногу врача скорой помощи; актриса Наталья Бочкарева спрятала пакетик с кокаином в трусы, но была настигнута бдительной полицией. Выстраивается дивный синонимический ряд, где сериальная Бочкарева равна уникальному Хейфецу. Заканчиваю колонку под аккомпанемент подробного репортажа о коварном режиссере. Всё рассказали о вызове скорой, о серьезно пострадавшем враче, о том, как накануне бежал из дома, о депрессии и даже, может быть, психическом заболевании. Одно только забыли упомнуть, что речь идет о большом режиссере, которому, кстати, тоже недавно исполнилось 85.

Ни словом не обмолвились о его спектаклях «Король лир», «Павел I», «Цена», о его преданности искусству, о его прославленных учениках, а это и Павел Деревянко, и Александр Петров, и Александр Паль. Действительно, стоит ли говорить о подобных мелочах? Вот научится к 90-летию запихивать кокаин в трусы — тогда и станет звездой.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera